Биология 8 класс Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор» Васильева Людмила Алексеевна, учитель биологии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» МО «Островский район» Псковской области 2011 год
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем с его помощью. Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера. О каком органе идёт речь?
Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? Сформулируйте тему урока.
Орган зрения. Зрительный анализатор.
Работа с учебником и карточками 1. Прочитайте §46, пропуская описание опытов. 2. Просмотрите прочитанный текст. 3. Изучите рисунки: 71 – стр.139, 72 – стр. 140, форзац в конце учебника. 4. Изучите рисунки на дидактических карточках «Зрительный анализатор».
Работа в группах 1. Рассмотрите модели глаза человека, влажные препараты «Глаз крупного млекопитающего (коровы)», глаза друг друга. 2. Проговорите названия частей глазного яблока друг другу.
Наблюдение 1. Рассмотрите глаза своего соседа. 1) Какую функцию выполняют веки? 2) Какие части глазного яблока видны? Наблюдение 2. Рассмотрите глаз своего соседа в профиль. Обратите внимание, что роговица более выпуклая, чем белочная оболочка (склера).
Глаз – орган зрения Вспомогательный аппарат глаза Оболочки глаза Светопреломляющие части глаза Брови Веки с ресницами Слёзная железа Слёзный канал Глазодвигательные мышцы Глазница Глазное яблоко Белочная оболочка – склера Роговица Сосудистая оболочка Радужка Зрачок Хрусталик Ресничная мышца Сетчатка Колбочки Палочки Стекловидное тело Зрительный нерв Зрительная зона корыб.п. Зрительный анализатор
Глаз – орган зрения Вспомогательный аппарат глаза Оболочки глаза Светопреломляющие части глаза Брови Веки с ресницами Слёзная железа Слёзный канал Глазодвигательные мышцы Глазница Глазное яблоко Белочная оболочка – склера Роговица Сосудистая оболочка Радужка Зрачок Хрусталик Ресничная мышца Сетчатка Колбочки Палочки Стекловидное тело Зрительный нерв Зрительная зона корыб.п. Зрительный анализатор
Опыт 1 Левый глаз закройте, правый прикройте чёрным квадратиком (4 ×4 см²) и непрерывно смотрите через точечное отверстие в его центре на окно или другой яркий источник света. Продолжая смотреть через отверстие правым глазом, откройте левый глаз. Что наблюдаете? Работу какой структуры глаза выявляет этот опыт? Поясните своё мнение.
Опыт 2 Рассмотрите квадратик из белой бумаги с отверстием в центре диаметром 1 см. Вокруг отверстия надпись – «Да будет свет!». Один глаз закройте. Разместите квадратик напротив другого глаза на расстоянии см так, чтобы надпись была чётко видна, а через отверстие можно было увидеть текст, записанный на доске. А) Прочитайте текст на доске. При этом видите ли вы чётко надпись на квадратике? Б) Прочитайте надпись на квадратике. При этом видите ли вы чётко текст на доске? Работу какой структуры глаза выявляет этот опыт? Поясните своё мнение.
Опыт 3 Закройте левый глаз. Смотрите на чёрную точку, расположенную слева на рис. 73 – стр Плавно приближайте к себе рисунок. Когда он будет на расстоянии 25 см от глаза, фигура средневекового рыцаря «потеряет голову». Почему это происходит?
Опыт 4 Испытуемый садится на стул лицом к классу, смотрит прямо перед собой. Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который будут ему показывать, нельзя. Испытуемому сбоку короткое время и в движении демонстрируют по 1 одноцветному предмету – красный, жёлтый, зелёный, синий. Какой предмет был показан? Какого цвета был предмет? Чем объяснить, что испытуемый правильно называет форму предмета, но неправильно – его цвет?
Подведение итогов урока
Домашнее задание Домашнее задание. § 46. Выучить новые термины, подготовиться к терминологическому диктанту. По желанию: Что такое дальтонизм? Найти информацию в литературе или в Интернет, подготовить сообщение. Подобрать загадки о глазах, о роли зрения в жизни человека.
Спасибо за урок!
Источники информации: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология. Человек. М.: «Вентана- Граф», Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. М.: «Дрофа», С: Школа. Биология. Человек. Л. Г. Воронин, Р. Д. Маш. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», Р. Д. Маш, А. Г. Драгомилов. Человек: 8 класс. Методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2005