Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С
Коммуникация лат. commu- nico связываю, общаюсь Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Современную личность характеризует - коммуникабельность, - способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, - владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению, усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения.
Четыре основные компетенции Лингвистическая компетенция формирует познавательную культуру личности школьника. Коммуникативная и языковая обеспечивают развитие коммуникативной культуры. Культуроведческая компетенция в значительной мере ориентирована на формирование ценностно-ориентационной культуры.
Коммуникативная компетенция
Содержание коммуникативной компетенции по Госстандарту общего образования по русскому языку Усвоение речеведческих знаний: формирование навыков анализа текста с точки зрения содержания (темы и основной мысли), структуры, языковых средств, выявление средств связи предложений в тексте.
Важная составляющая коммуникативной компетенции формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т. д.; на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога и т. д.
Коммуникативные умения и навыки: умения выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т. е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации; умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью это делаем
Cочинение-рассуждение на основе предложенного текста - задание с открытым развернутым ответом проверяет сформированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетенции: умения воспринимать информацию, содержащуюся в тексте; умения анализировать содержание читаемого текста; умения анализировать языковую форму воспринимаемого текста; " умения формировать и формулировать собственную позицию; умения композиционно стройно оформлять связное высказывание; умения пользоваться в речи богатством словаря и разнообразием грамматических форм и конструкций родного языка; орфографических и пунктуационных умений; владение нормами современного литературного языка.
Сочинение-рассуждение как вид итогового контроля имеет ряд преимущества перед традиционным способом проверки письменной речи: более широкие возможности для проверки коммуникативной подготовки выпускников: оно позволяет проверить не только умения создавать собственное высказывание, но и умение понимать при чтении незнакомый текст
Алгоритм 1: Соберите материал по модулям, где модуль – это материал, соответствующий критериям К1- 4. Отдельно поработайте над модулем под названием «вступление» и «заключение». Оформите модули сочинения. Соедините модули в соответствии с вашей авторской идеей, используя средства логической связи. Прочитайте работу, сделайте самопроверку, убедившись в своём мастерстве.
Модуль – структурная единица Значит сочинение – это набор модулей, соединённых согласно вашему авторскому замыслу. Соединить модули можно, используя следующие средства логической связи: - вводные слова, - союзы.
Алгоритм написания сочинения по блоку С (подробный) Модуль 1 1. Прочитайте текст, подчеркивая ключевые слова, помня о том, что они нужны для формулировки вступления и заключения сочинения. Запишите их. 2. Определите тему текста (о чем текст?). Слово-тема может быть одним из ключевых слов.
Модуль 2 3. Продумайте основную мысль (чему учит текст?). 4. Сформулируйте проблемы, поставленные автором. Запишите их. 5. Выберите ту проблему, которую легче прокомментировать (значит, есть авторские аргументы – примеры по проблеме) и по которой имеются собственные примеры.
Модуль Запишите комментарий к выбранной проблеме (выборочный пересказ тех фрагментов текста, в которых есть авторские аргументы по проблеме). 7. Отразите авторскую позицию по данной проблеме: выберите соответствующую цитату из текста или сформулируйте его мнение своими словами.
Модуль 5 8. Сформулируйте собственное мнение по выбранной проблеме, приведя свои примеры: один – из художественной, научной или публицистической литературы, другой – из собственного или чужого жизненного опыта.
Модуль 6=1 9. Вернитесь к ключевым словам. Выберите одно из них для написания вступления. 10. Напишите заключение. Для этого вернитесь к тексту вступления, расширьте его, добавив, например, риторический вопрос. Получится кольцевая композиция.
Запиши полученные модули 11. Запишите полученные модули в соответствии в вашей авторской задумкой или расположите модули, используя средства логической связи (вводные слова, союзы…), следующим образом: вступление – модуль 1, проблема – модуль 2, авторское отношение к проблеме – модуль 3, комментарий к проблеме – модуль 4, собственное отношение к проблеме и 2 соответствующих примера, - модуль 5. заключение – модуль 6=1
Выдели абзацы 12. Не забудьте разделить текст на абзацы, согласно примерной схеме: 1 абзац (модуль 1+ модуль 2+ +модуль 3) + 2 абзац (модуль 4)+ +3 абзац (модуль 5) + 4 абзац (модуль 6=1)
Убедись в мастерстве 13. Прочитайте внимательно сочинение и убедитесь в собственном мастерстве: получился текст с кольцевой композицией. 14. Сделайте самопроверку, используя соответствующие графические обозначения.
Автор презентации – Минаева Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 12 Мурманск