Занятие элективного курса по подготовке к ГИА. Задания части II: Аи В
(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?.. (19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…
(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (А.И.Приставкин)
А 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину? 1) Он в первый раз увидел незнакомый город. 2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей. 3) У него появилось много новых друзей, его сверстников. 4) Он в первый раз ехал на поезде.
А 2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 20? 1 ) эпитет; 2 ) олицетворение; 3 ) сравнение; 4 ) метафору
А 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью (предложения 14, 27) 1) В ресторане была дорогая, изысканная пища. 2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане. 3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима. 4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.
В 1. Из предложений выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки буквой (13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
В 2. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
В 3. Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ ударением. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.
(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.
В 4. Среди предложений найдите предложение, осложнённое ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. Напишите его номер. (13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
В 5. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал.
Потом встал (15) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал.
В 6. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.
было тепло раздавали (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.
В 7. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ. Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.
,(3) прямо на рельсах, (4) Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.
В 8. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ. Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4) погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
, (1) спасая нас, от войны, (4), Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4)погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
В 9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁНОГО предложения. И нам было видно, (1) как он нервно вздёргивает острые плечи. И голос у него был слабый, (2) голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих, (3) сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
, (1)как он нервно вздёргивает острые плечи И нам было видно, (1) как он нервно вздёргивает острые плечи. И голос у него был слабый, (2) голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих, (3) сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
В 10. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Там было тепло, (1) там раздавали людям горячую, (2) дымящуюся жизнь, (3) наполняя ею тарелки.
, (1) Там было тепло, (1) там раздавали людям горячую, (2) дымящуюся жизнь, (3) наполняя ею тарелки.
В 11. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Я потом побродил немало, (1) но всегда мне казалось, (2) что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. А тогда – мы шли через него,(3) качающийся, (4) живой, (5) трудный.
, (1) Я потом побродил немало, (1) но всегда мне казалось, (2) что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. А тогда – мы шли через него,(3) качающийся, (4) живой, (5) трудный.
В 12. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с ОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных. Напишите его номер. (27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки. (23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
В 13. Среди предложений 1-12 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНОЕ. Напишите его номер. (1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
(4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
В 14. Среди предложений 1-10 найдите ПРОСТОЕ ДВУСОСТАВНОЕ НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ. Напишите его номер. (5) Была ночь. (1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало.
Презентацию составила: учитель русского языка и литературы Кацан Светлана Валерьевна МОБУ СОШ 24 г.Благовещенска, Амурской области