Народные лирические песни 8 класс
* Лирический герой Простой человек труда: * Крестьянин * Солдат * Ямщик * Бурлак * Удалой разбойник
Композиция монолог диалог
Художественные особенности: * обращения * поэтический параллелизм * символы * постоянные эпитеты
У молодца моего личико, Бело личико, кругло личико. Поплывет теперь со мной Вдоль по речке Чусовой, Мой селезень белокосистый, Белокосистый, воронистый…
Ты дубрава моя, дубравушка, Ты дубрава моя, зеленая, Ты к чему рано зашумела, Приклонила веточки, запечалившись? А к тому приклонила я веточки, Что рыдает во мне птаха малая, Птица певчая Богу молится, Проклинает она черна ворона, Что сгубил ее малых детушек, Разорил ее тепло гнездышко…
На речке, на речке на быстрой Калина моя, малина моя На речке, на быстрой девка воду брала Калина моя, малина моя Девка воду брала, друга поджидала Калина моя, малина моя Едет мой любезный со чистого поля Калина моя, малина моя Со чистого поля на вороном коне Калина моя, малина моя На вороном коне, в белом балахоне Калина моя, малина моя Молочик, молодчик, свей мне перстенёчек Калина моя, малина моя Свей мне перстенёчек из ясного солнца Калина моя, малина моя
Ах, частушка-веселушка прилетела ко мне вновь, Моя верная подружка, моя первая любовь. А ты играй, играй залётка, а ты играешь и играй, А про любовь мою не знаешь, а ты не знаешь и не знай. На пуховой на подушке спит прияточка моя Засыпает, вспоминает всё меня, да всё меня. Что дусёнок редко ходишь в пятидневку восемь раз, Если кажется далёко, приходи, живи у нас. Симпатёночку-милёночку ещё наговорю, Симпатёнок, мой милёнок, а ты люби меня одну. Говорила, говорила говорёные слова, До чего договорилась стала милому своя.
Где был, где был, Да сизой селезень? Где была, где была, Сера утица? -Были они, были они В разных озерах; Где был, где был, Да Василий господин? Где была, где была, Ноньче они, ноньче они На одном озере, Зоблят песок С одного берега. Ноньче они, ноньче они Пьют и едят С одного блюда, Да Ульянушка...? -Были они, были они В разных городах; Кушают С одной ложевки! Вопросы: 1. На какие две части условно можно разделить данный текст? 2. Какая часть важнее с позиции содержания? О чем она рассказывает? 3. Для чего нужна первая часть? 4. Кто же такие селезень и утица?
Породила да меня матушка, Породила да государыня, В зеленом-то саду гуляючи, Что под грушею под зеленою, Что под яблоныо под кудрявою, Что на травушке на муравушке, На цветочках на лазоревых. Пеленала да меня матушка Во пленочки во камчатные, Во свивальники во шелковые. Берегла-то меня матушка Что от ветра и от вихоря; Что пустила меня матушка На чужую-даль ну сторонушку. Сторона ль ты моя, сторонушка, Сторона ль ты моя незнакомая! Что не сам-то я на тебя зашел» Что не добрый меня конь завез – Занесла меня кручинушка, Что кручинушка великая Служба грозная государева, Прытость-бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая Задания: 1. Определите композиционную форму песни. 2. Кто её лирический герой? 3. На какие смысловые части делится песня? 4. Какие поэтические приёмы используются в песне?
Интернет - ресурсы * /N/ / /N/ / * * /lad.htm /lad.htm * rs/stephanya/post / rs/stephanya/post / * hoto/photo_id/17736/filter/int eresting/order/desc.phtml
* Презентацию подготовила: Алиева Светлана Викторовна Учитель ГБОУ СОШ «Школа здоровья» 883 Г. Москва