ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 Красноуфимск Куляшова И.П.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ Период архаики. VII VI вв. до н. э. Эпоха классики V IV вв. до н.э.. Эпоха эллинизма конец IV I вв. до н.э
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие антаблемент.
ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Возник в VI веке до н. э. на землях дорийцев. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях.
ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Лаконичный, мужественный, монументальный во времена античности считался «мужским» ордером. Главные отличительные особенности этого ордера строгость и простота. Колонна– архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров
ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Капитель верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов Архитрáв 1) - всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях); 2) нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны
ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающая или обрамляющая ту или иную часть архитектурного сооружения.
ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ФРОНТОН - завершение (обычно треугольное, реже – лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты: легкость пропорций, большая дифференцированность форм, Изящество относительная декоративность.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Волю́та (итал. voluta завиток, спираль) архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Храм Артемиды Эфесской – одно из «Семи чудес света» Был сооружён архитектором Хейрократом в 550 году до н. э. в городе Эфесе на побережье Малой Азии
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР Сложился во 2-й половине V века до н. э. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колокообразоной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. По словам Витрувия честь изобретения капители этого ордера принадлежит скульптору Каллимаху.
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР
АКРОПОЛЬ акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).
АКРОПОЛЬ 1. Пропилеи; 2. Пинакотека; 3. храм Ники Аптерос; 4. статуя Афины Промахос; 5. Эрехтейон; 6. Парфенон; 7. театр Одеон. Афинский Акрополь в V в. до н.э. (реконструкция)
АКРОПОЛЬ В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика
АКРОПОЛЬ: Пропилеи ПРОПИЛЕЙ в Афинах - парадный вход на Акрополь ( до н. э., архитектор Мнесикл). Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин- пинок, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.
АКРОПОЛЬ: храм Ники Аптерос: ХРАМ НИКИ АПТЕРОС построил архитектор Калликрат в гг. до н.э. Это сооружение из мрамора, размеры - 5,6*8,3 м. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине- Нике, известный как храм Ники Аптерос "Бескрылой Победы« Храм имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений
АКРОПОЛЬ: статуя Афины Промахос Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) скульптор Фидий. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина сделана из бронзы, была изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми
АКРОПОЛЬ: храм ЭРЕХТЕЙОН Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эрехтейон храм, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона ( гг до н. э.) ионический ордер. Архитектор неизвестен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
АКРОПОЛЬ: храм ЭРЕХТЕЙОН
Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини.. Портик этой целлы имеет шесть колонн. Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании.
АКРОПОЛЬ: храм Парфенон главный храм в древних Афинах, посвящённый богине Афине- Девственнице. Построен в гг до н э, архитектор Калликрат, руководитель Фидий. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах
АКРОПОЛЬ: храм Парфенон Фриз - - средняя горизонтальная часть, между архитравом и карнизом; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.
АКРОПОЛЬ: храм Парфенон Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания Кефал с восточного фронтона Парфенона
АКРОПОЛЬ: Статуя Афины Парфенос Скульптор Фидий. Фидий изобразил Афину в длинных тяжелых одеждах, левой рукой опиравшуюся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. В правой ладони Афина держала статую победы Ники. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем. Лицо и руки статуи были изготовлены из слоновой кости, одежда, украшения, вооружение - из листов чистого золота.
АКРОПОЛЬ: Статуя Афины Парфенос Скульптор Фидий. Левой рукой Афина опирается на щит. На щите, который держала Афина, были изображены битвы греков с амазонками и гигантомахии - борьбы богов с гигантами. Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и Многочисленным изображениям на монетах.
СКУЛЬПТУРА Курос тип статуи юноши- атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. 500 г. до н.э.). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.
СКУЛЬПТУРА Ко́ра (др.-греч. κόρη «девушка»,) наименование типа древнегреческой скульптуры периода архаики, женский эквивалент куроса (ок. 660 г. до н.э. ок. 480 г. до н.э.). Кора это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
СКУЛЬПТУРА: Мирон Мирон – древнегреческий скульптор (V в до н э)э Древние критики искусства характеризовали его как великого знатока анатомии. Победитель состязания в метании диска изображен в момент размаха перед броском. Тело атлета представлено в сложном повороте. Это новый и смелый художественный прием. ДИСКОБОЛ.
СКУЛЬПТУРА: Мирон Эти две статуи составляли группу, исполненную на сюжет древнегреческого мифа: богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад. АФИНА И МАРСИЙ
СКУЛЬПТУРА: Мирон О статуе бегуна Лада знаменитого атлета, умершего после одной из своих побед, античный поэт писал: Полон надежды бегун, на кончиках губ лишь дыханье Видно; втянувшись вовнутрь, полыми стали бока. Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню; Ветра быстрейший бегун, чудо ты Мирона рук Другое чудо скульптора медная статуя коровы. По рассказам древних, она настолько походила на живую, что на нее садились слепни. Пастухи и быки также принимали ее за настоящую: Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец, Сбрую и вожжи принес, телка обманщица всех. Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве; Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид.
СКУЛЬПТУРА: ПОЛИКЛЕТ Поликле́т Ста́рший - древнегреческий скульптор во 2-й половине V века до н э. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Копьеносец (Дорифор)
СКУЛЬПТУРА: ПОЛИКЛЕТ Диадумен Раненая амазонка
ПРАКСИТЕЛЬ древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Большинство работ Праксителя известны по римским копиям или по описаниям античных авторов. первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). Афродита Книдская
ПРАКСИТЕЛЬ Аполлон, убивающий ящерицу. Гермес с младенцем Дионисом
Лисипп греческий скульптор ранние эллинистической эпохи (IV в. до н. э.) Купидон
Лисипп Его работы выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Геракл и Телефос Гермес
СКОПАС древнегреческий скульптор и архитектор (IV в до н э) эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета. Арес Людовизи
СКОПАС статуя Менады (Вакханки). В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба, глубокие сомнения.
ФИДИЙ древнегреческий скульптор (V в до н э ), один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Раненая Амазонка
ФИДИЙ Статуя Зевса Олимпийского работа Фидия, выдающееся произведение античной архитектуры, одно из семи чудес света. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме. Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы – Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы
ХРАМ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. главный храм в честь Зевса. (466 г. до н.э г. до н.э. ). архитектор Либон. По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора.
ХРАМ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
12 подвигов Геракла Геракл, очищающий Авгиевы конюшни (слева стоит Афина)
12 подвигов Геракла Геракл, получающий от Гесперид золотые яблоки
12 подвигов Геракла битва с великаном Герионом, яблоки Гесперид, битва с кентаврами. Рисунок барельефа.
12 подвигов Геракла Керинейская лань. Третий подвиг Геракла. Реконструкция метоп храма Зевса в Олимпии до н. э.
ОЛИМПИЯ одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.