Урок русского языка в 7 классе «Путешествие в страну «Словообразование» Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна
Практическая работа с текстом В передней раздался звонок. Бабушка вышла из кухни и открыла дверь. На площадке лестницы стоял мальчик, которого бабушка ещё не видела. Мальчик вежливо спросил: «Извините, тут живёт Гриша Уточкин?» - «Ту-ут», - протянула бабушка. Сам мальчик произвёл на бабушку довольно приятное впечатление. Мальчик был одет в отутюженные брюки и чистенькую тенниску. На груди у мальчика алел галстук. Мальчик держал под мышкой грязную стёганую куртку. В другой руке мальчика был зажат конец верёвки, привязанной к ошейнику собаки. Вот эта стёганка и собака заставили бабушку насторожиться.
А) Прочитайте текст и поделитесь своими мыслями, возникшими в ходе чтения текста. Какое слово повторяется? Б) Вам знакома такая ситуация. Когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема? Что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов? В) Обсудите в группе, как можно построить работу, чтобы исправить текст. Что для этого необходимо? Какие источники вы будете использовать? Г) Для выполнения задания вы можете пользоваться словарями, которые находятся у вас на столах.
Д) Рассмотрите статью в словаре, посвящённую слову мальчик. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае, то есть определить лексическую сочетаемость синонимов с другими словами. Каким словарём вы будете пользоваться? Определите способы образования всех слов, которые вы будете подбирать к каждому существительному. Е) Прочтите текст ещё раз и определите, соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические нормы?
Слова для справки(используйте только те, которые подходят для данного стиля речи): Мальчик – мальчишка, мальчуган, мальчонка, парнишка, малец, хлопчик, оголец, шпингалет, шкет, пацан, подросток, отрок
Возможный вариант текста В передней раздался звонок. Бабушка вышла из кухни и открыла дверь. На площадке лестницы стоял мальчик, которого бабушка ещё не видела. вежливо спросил: «Извините, тут живёт Гриша Уточкин?» - «Ту-ут», - протянула бабушка. Сам произвёл на бабушку довольно приятное впечатление. был одет в отутюженные брюки и чистенькую тенниску. На груди у алел галстук. Мальчик держал под мышкой грязную стёганую куртку. В другой руке был зажат конец верёвки, привязанной к ошейнику собаки. Вот эта стёганка и собака заставили бабушку насторожиться. Он мальчишка Мальчуган него парнишки
Строки из стихотворения С.Есенина: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Анафора (лексическая) повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Строки из стихотворения М.Цветаевой «Крысолов» Вздох не тот! Ход не тот! Смех не тот! Свет не тот! Эпифора повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Такой повтор называется лексическим.
Лексический повтор стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.
Замените предлагаемые словам синонимами, представляющими собой сложные слова. Назовите способ образования сложного слова. 1)Высотный дом 2) Блондин 3) Усердный, прилежный, старательный 4)Болтовня 5)Мгновенно 6) Разлив реки 7)Сверстник, ровесник многоэтажный светловолосый добросовестный пустословие молниеносно половодье Одноклассник, однолеток