Активные формы работы на уроках истории как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения. Гурова Людмила Николаевна, МОУ Аннинская СОШ 6
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования; отбора содержания образования; организации образовательного процесса; оценки образовательных результатов.
Ключевые компетенции информационно- технологическая компетенция ценностно- смысловая компетенция общекультурная компетенция компетенция личностного самосовершенствования коммуникативная компетенция социально- трудовая компетенция учебно – познавательная компетенция
Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель создает проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, при этом обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Проблемное обучение направлено На формирование познавательной самостоятельности учащихся; На развитие логического, критического, творческого мышления учащихся; На способность самостоятельно действовать в информационном, социальном пространстве.
Актуальность проблемного обучения в изучении истории структуры общества переходят с режима функционирования на режим развития; в исторической науке расширяется круг проблемных, дискуссионных вопросов; концентрическая система изучения истории в школьном курсе.
Формы учебных занятий Проблемный семинар – форма учебного занятия, где преобладает самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала, его обобщении. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, определить собственное отношение к историческому прошлому. Примерами подобных проблемных семинаров могут быть «Октябрь 1917 г. - революция или переворот?», «Форсированная модернизация: «за» и «против»?
Проблемно-поисковый урок - форма урока, где педагог сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный. В качестве примера можно привести урок по теме: «Гражданская война – это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?»
Проблемно-исследовательский урок форма урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения. Благодаря таким урокам ребята приходят к пониманию того, что знания в тексте учебника – это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня.
Результаты исследований «Красный молох» Гуров М. (диплом I степени в рамках областного конкурса «Человек в истории. Россия - XX век»). «Такой родной и далекий город» Комова Н. (диплом II степени в рамках областного конкурса «Человек в истории. Россия - XX век»). «И плакала церковь…» Гуров М. (диплом II степени в рамках областного конкурса «Храмы Воронежской области»). «Послевоенная юность» Ерещенко И. (диплом III степени в рамках областного конкурса «Человек в истории. Россия - XX век»).
Проблемная лекция устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме. Задача ученика не просто переработать новую информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит диалогическому общению. Примерами подобных лекций могут быть: «Петр I превратил Россию в европейское государство или загнал в европейский угол?», «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II».
Структура проблемного урока Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие. Э.И. Александрова
Спасибо за внимание