Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский государственный медицинский колледж» «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА» Разработала: педагог-психолог Комко Юлия Олеговна
Как специалисту на ближайшие 5 лет я себе пожелаю …
в каком соотношении находятся: работа (профессиональная жизнь), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения) настоящее время идеальное соотношение
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
«Запах горящей психологической проводки» 1981 г. А. Морроу
Составляющие синдрома выгорания Эмоциональная истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Поле самодиагностики Виды симптомов Симптомы Степень выраженности, частота ПОВЕДЕНЧЕСКИЕПОВЕДЕНЧЕСКИЕ Сопротивление выходу на работу Частые опоздания Откладывание деловых встреч Уединение, нежелание видеть коллег Нежелание видеть студентов Нежелание заполнять документацию Формальное исполнение обязанностей
Стадии профессионального выгорания - «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности» Маслач, 1982
ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ: снижение интереса к работе; снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»; возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; нарастание апатии к концу недели; появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания); нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями; личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми); такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Что мешает мне получить удовлетворение от профессиональной деятельности? Индивидуальные факторы Организационные факторы
Индивидуальные факторы: Возраст Пол (женщины) Уровень образования Семейное положение (не состоящие в браке) Стаж работы Выносливость Локус контроля Стиль сопротивления Самооценка Невротизм (тревожность) Коммуникабельность
Организационные факторы: Условия работы Рабочие перегрузки Дефицит времени Продолжительность рабочего дня Содержание труда Самостоятельность в своей работе Обратная связь
МОЯ РАБОТА
Я РАБОТАЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ Начало трудового Настоящее время Через 5 лет пути
«Что мне доставляет удовольствие?»
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
смех, улыбка, юмор
размышления о хорошем, приятном
спорт
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном
вдыхание свежего воздуха
чтение стихов
высказывание похвалы, комплиментов кому- либо просто так
ароматерапия
прослушивание спокойной, тихой музыки
общение с супругом(гой), детьми, внуками
рукоделие
танцы
общение с искусством