Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения
Т.Г.Егоров выделяет четыре ступени формирования навыка чтения: Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Становление синтетических приёмов чтения; Синтетическое чтение
По Р.И.Лалаевой навык чтения зависит от сформированности у ребёнка: Фонематического восприятия; Фонематического анализа; Зрительного анализа и синтеза; Пространственных представлений; Зрительного мнезиса.
Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющегося в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера.
дислексия врождённая приобретённая
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат), а также замены графически сходных букв (Х –Ж, П-Н, З- В).
2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно.
3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: Пропусках согласных при стечении; Пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения; Добавлениях звуков; Перестановках звуков; Пропусках, перестановках слогов.
4. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста.
5. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов.
Классификация дислексий по М.Е.Хватцеву Фонематическая дислексия Оптическая дислексия Акустическая дислексия Моторная дислексия