Фёдорова И.А :56
1)Укажите годы правления Павла I 1) ) ) ) ) Время правления Павла I характеризуется как период: 1)Децентрализацией системы управления страной. 2)Поощрения создания органов самоуправления. 3)Личного деспотизма правителя. 4) Ограничения внешнеполитической активности России.
3) Назовите событие, которое не относится ко времени правления Павла I. 1)Подтверждение необязательности службы дворян государству. 2)Изменение существовавшего со времён Петра I порядка престолонаследия. 3)Планирование военной экспедиции в Индию. 4)Возвращение из ссылки Радищева.
4) Социальную и политическую опору ПавлаI составляли: 1)Горожане 2)Деятели православной церкви. 3)Приглашённые на русскую служб иностранцы. 4)«гатчинские офицеры» из неродовитого дворянства. 5)Укажите качества личности Павла I, оказавшие существенное влияние на проводимую политику: 1)Мания величия и мания преследования. 2)Дальновидность 3)Последовательность. 4)Уравновешенность.
6) Указ Павла I о престолонаследии исключал возможность: 1)Передачи престола несовершеннолетнему наследнику. 2)Передачи престола по женской линии 3) Приглашение на престол из-за границы 4)Установление регентского совета при наследнике.
7) Назовите действие, которое не было предпринято Павлом в сфере реформирования армии. 1)в обучении в армии упор делался на осуществлялся на боевых маневрах и стрельбах. 2) «гатчинские офицеры» заняли важнейшие посты в армии. 3) Армия переодета в форму прусского образца 4) Была усилена муштра и плац парадная подготовка.
1) 2 2) 3 3) 1 4) 4 5) 1 6) 2 7) 1
Александр l Благославенный, 10 император России. Годы жизни: ( ) Годы правления: ( ) Родители: (ПавелI, Мария Фёдоровна).
Мария Фёдоровна, мать Александра I
Предшественник – ПавелI ( ) Последователь – Николай I ( )
Ночь с 11 на 12 марта 1801 – заговор против Павла I. С 1725 по 1801 гг. В России произошло 6 дворцовых переворотов. Маркиз де Кюстин о России – «абсолютная монархия, управляемая убийством.
Детство Александра I: с самого рождения воспитывался бабкой, Екатериной II. Екатерина II и Павел Iненавидели друг друга. Александр хотел нравиться обоим. В результате «должен был жить на два ума» (В.Ключевский). Воспитателем Александра был Лагарп.
В 1793 году женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны.
П.А.Пален. Убийство Павла I было содеяно с ведома 23 летнего Александра, который вступил на трон через труп собственного отца. Но Александр пытался разыграть сыновнее горе. Глава заговорщиков Пётр Алексеевич Пален его одёрнул: «Довольно ребячиться! Ступайте царствовать!» Народу было объявлено: «государь скончался от апоплексического удара».
Известие о смерти Павла встречалась с восторгом. Поэт Г. Р. Державин писал: «На лицах россов радость блещет»!
– первые подступы к реформам – первые войны с Наполеоном – 1812 – союз Александра с Наполеоном.
– новый период наполеоновских войн международные конгрессы, новые ожидания русского общества реформ – реакция в правящих сферах.
А.С. Пушкин: «Дней Александровых прекрасное начало» П.А. Вяземский: «Сфинкс неразгаданный до гроба». А. Герцен: «Коронованный Гамлет». М. Сперанский: «Сущий прельститель». Дипломат Г. Лагербьелке: «Тонок, как кончик булавки, остёр, как бритва, и фальшив, как морская пена». Наполеон: «Российский император обладает умом, изяществом, образованием, но ему нельзя доверять, он не искренен, этот византиец … тонкий, противоречивый, хитрый…»
12 марта 1801 г манифест Александра I. Новый царь обещал править «по законам и сердцу своей бабки Екатерины Великой».
Негласный комитет – неофициальный совещательный орган. Заседания продолжались с июня 1801 по май Прозвали «шайка якобинцев».Входили: П.Строганов Н.Новосильцев А. Чарторыйский В. Кочубей
Цель: Негласного комитета: Разработка и обсуждение законопроектов. Мероприятия: Освобождены человек, пострадавших при Павле. Открыты границы. Разрешён ввоз иностранных книг. Создан Непременный совет из 12 человек (постоянный по составу).
Восстановление Жалованной грамоты дворянам и городам. Упразднение Тайной экспедиции. Наиболее важные дела рассматривал Сенат. Прекратилось пожалование государственных крестьян дворянам. Запрещение публиковать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. Право мещан и крестьянам покупать незаселённые земли – реформа высших органов государственной власти. Сенат – высшая судебная инстанция. Коллегии заменены 8 министерствами.
1801 –Открыт университет в Тарту (Дерпт) – Автономия (независимость) университетов – указ о «вольных хлебопашцах». (Помещики могли отпускать крепостных на волю с землёй). Практическая значимость – за 25 лет правления только крестьян обрели свободу (0,5 % от общего числа крепостных).
Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представит их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам… Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпущенные, если не пожелают войти в другие сословия, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.
Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёй в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность, оброчных дел в казну е платят. Вопросы: Назовите условие необходимое для освобождения крестьян? К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения? Каковы были права и обязанности хлебопашцев?
Крупные политические реформы осуществил М.М. Сперанский. Выходец из семьи бедного священника. Наполеон о Сперанском: «Я отдал бы за него любое королевство» подготовил проект государственной реформы. «Введение к уложению государственных законов». Предлагал ввести разделение властей, конституционную монархию. Предоставить гражданские права купцам, мещанам и государственным крестьянам. 1 января 1810 – манифест о создании Государственного Совета. С 1812 по 1821 – находился в опале.
Император, носитель верховной законодательной, исполнительной, судебной власти. Государственный Совет- законосовещательный орган Сенат- высшая судебная инстанция. Министерства- главные исполнительные учреждения. Военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции.
Закрепление: Назовите черты характера Александра I. Положительные Отрицательные
Заполните таблицу: Реформа народного просвещения Причины СодержаниеПоследствия
Спасибо за внимание !