Система работы с трудновоспитуемыми детьми (из опыта работы педагогов – психологов в МОУ «Средней школы 37» г. Орска)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Сопровождение учащихся «группы риска» в учебно- воспитательном процессе» Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных.
Advertisements

Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе Кондукова Н.В., социальный педагог МБОУ ООШ 4 города Белово.
Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
Работа с детьми и родителями, Попавшими в трудную жизненную ситуацию, стоящими на профилактическом учёте в МБДОУ «Петровский детский сад 5.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Сапожникова Татьяна Анатольевна, методист по социальной работе НМЦ ЮВОУО Татьяна Анатольевна,
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
ТЕМА: Социально-психологическая поддержка детей «группы риска».
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Социально-психолого- педагогическое сопровождение проблемных семей. Педагог-психолог МОУ СОШ 17 г. Орел Вакшина Т.А.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Транксрипт:

Система работы с трудновоспитуемыми детьми (из опыта работы педагогов – психологов в МОУ «Средней школы 37» г. Орска)

Актуальность проблемы С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением. К сожалению, происходящие в стране социально экономические катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Поэтому важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников.

Кроме того проблема приобретает особую значимость в связи с тем, что в школе обучается 20% трудных детей и подростков. Многие ученые занимались проблемой трудновоспитуемости (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, Ю.Н. Антонян, С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарева, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, Н.Ю. Максимова, М.С. Певзнер, В.Г. Степанов, Р.Н. Цветкова), однако остается недостаточно разработанным вопрос, касающийся поиска эффективных путей профилактики и коррекции трудновоспитуемости детей и подростков, т.е. недостаточно разработана проблема система работы с трудными детьми.

Категории трудных детей педагогически запущенные дети социально - запущенные дети социально незащищенные дети «группы риска»

Педагогически – запущенные дети - здоровые, потенциально – полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, проблемы, отклонения в деятельности, поведении. дети с нарушениями в сфере общения дети с отставанием своего развития от собственных возможностей дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные) Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные)

Социально - запущенные дети - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках. Дети из неполных семей, курящие дети Циники, вожаки, нарушающие порядок и правило по убеждению Аффективные дети Неустойчивые дети, не имеющие твердых моральных убеждений

Социально незащищенные - дети, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, в результате факторов риска: экономических (низкий уровень жизни); экономических (неблагоприятная среда обитания); медицинских (болезни, алкоголизм, отклонения в развитии); психологических (конфликтность отношений, в группах, деформированность мотивации); криминогенных (влияние преступных групп).

Дети «группы риска» - дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении. Неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы ПРИЧИНА Внутренние трудности переходного возраста Неопределенность социального положения Перестройка механизмов социального контроля

Цель: Создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Школьный коллектив СемьяСоциум Ребенка

Основные задачи 1. Установить гуманные, нравственно- здоровые взаимоотношения детей; 2. Содействовать укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса; 3. Развивать индивидуальные интересы и потребности учащихся, способствующие их нравственному становлению. Как социально – значимой личности на уроках»Психология общения» в 5, 6, 7, 8 классах; 4. Оказать посредничество и помощь в устранении конфликтных ситуаций; 5. Оказать психологическую и педагогическую помощь семье; 6. Продолжить работу по программе «Здоровье»

Совместная работа социальных педагогов и психологов. (основные направления) 1. Выявление, постановка на учет детей, нуждающихся в социально – психологической помощи, работа с ними. 2. Определение классных коллективов, нуждающихся в социально – психологической помощи, работа с ними. 3. Организация работы Совета профилактики. 4. Планирование и проведение внеклассных мероприятий с учащимися, педагогами и родителями. 5. Работа по программе «Здоровье». 6. Посредничество в разрешении конфликтных ситуаций в школе. 7. Проведение занятий с молодыми специалистами. 8. Оказание помощи администрации в организации учебно – воспитательного процесса в школе. 9. Организация профилактической работы с проблемными учащимися и их семьями. 10. Организация работы по профилактике употребления учащимися алкоголя и ПАВ.

Функционал педагогов – психологов Л.А. Панюговой, Г.К. Хуснулиной МЫ «ТРУДНЫЕ» ДЕТИ ОТДЕЛЬЫНЕ УЧАЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ СЕМЬИ «Группы риска» МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, ПРЕДМЕТНИКИ

Основные направления работы Профилактическая работа по предупреждению правонарушений (уроки «Психология общения», консультации) Проектирование образовательной среды (индивидуальные беседы, занятия, психологические рекомендации) Профилактические работы по предупреждению конфликтных ситуаций между взрослыми и детьми Психологическая помощь участникам образовательного процесса (трудным детям, родителям, классным руководителям) Психологический мониторинг (диагностическая работа)

Система работы с трудными детьми включает 3 блока: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом

I блок: работа с учащимися 1. Составление и проведение опроса «трудного» ребенка. 2. Определение причин отклоняющегося поведения. А)карта наблюдения Б) карта семьи 3. Составление характеристик на детей группы «риска». 4. Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Контроль посещаемости занятий. 6. Контроль текущей успеваемости. 7. Проведение профилактических бесед. 8. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. 9. Посещение психодиагностики. 10. Разбор конфликтных ситуаций.

II блок: Работа с родителями 1. Посещение семей группы риска. 2. Проведение консультаций для родителей. 3. Выступление на родительских собраниях. 4. Разработка психологических рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимодейтсвий.

III блок: Работа с педагогическим коллективом 1. Организация обмена необходимой информацией между учителями - предметниками. 2. Консультация по результатам психодиагностики. 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска». 4. Выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях. 5. Проведение деловых игр семинаров – практикумов для обработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска».

Таким образом, Изучение личностных отношений трудных детей (к себе, к другим, к деятельности) и применение системы психолого – педагогических коррекций трудновоспитуемости, позволили сделать следующее обобщение. Для повышения эффективности воспитательных воздействий необходимо знать внутренние причины трудновоспитуемости. Результаты работы показали, что. Одной из причин может выступать рассогласование личностных отношений к себе, к другим людям, к общественно – значимой деятельности.

Основные трудности в работе 1. Недостаточная разработанность проблемы в научно – методических пособиях; 2. Единство педагогических влияний (педагоги, психолог, родители).

Презентацию подготовили: Педагог – психолог школы 37: Хуснулина Г.К. Панюгова Л.А. Учитель информатики школы 37: Черник О.В.

Спасибо за внимание