Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78
Цели : обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих невыгодные стартовые условия ( безбарьерное образование ) Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально - экономического развития Российской Федерации
Статистика Детей с ОВЗ по РФ 4,5 % из общего количества детей ; Детей с ОВЗ по Челябинской области 8,7% из общего количества детей ; На учёте в здравоохранении – 19,2 %; Охват С ( К ) образованием по Челябинской области – 73,7 %; В специальных ( коррекционных ) учреждениях уменьшается контингент ;
Статистика Увеличивается количество детей с ОВЗ в ОУ, ДОУ ; Доля дошкольников с ОВЗ от количества школьников, получающих специальное ( коррекционное ) образование – 15 %; Количество детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ по специальным программам – 2150 чел.; Количество детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ не по специальным программам – 2975 чел.;
Нормативно - правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Федеральное законодательство Политико - правовые документы Национально - образовательная стратегия « Наша новая школа » (2009 г.), Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (2008 г.) выделяют в качестве приоритетной задачи модернизацию институтов образования как инструментов социального развития, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию.
Федеральное законодательство Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что « дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико - социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства » (2002 г.).
Федеральное законодательство Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и ( или ) психическом развитии ( далее - с ограниченными возможностями здоровья ), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов ( п. 6 ст. 5 Закон РФ « Об образовании »)
Региональное законодательство Закон Челябинской области « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей - инвалидов на дому, в дошкольных общеобразовательных учреждениях, а так же по предоставлению компенсации затрат родителей ( законных представителей ) на воспитание и обучение детей - инвалидов » Областная целевая программа « Социальная поддержка инвалидов Челябинской области на годы ».
Совершенно очевидно, что переход системы специального образования от дифференцированных форм к интегрированным, к совместному обучению детей с отклонениями в развитии со сверстниками в массовой школе – неизбежная перспектива развития отечественной системы образования.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в ОУ.
Дети с задержкой психического развития при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Число детей с ОВЗ, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 – 4 человек (« О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами » Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. АФ - 150/06).
Необходимо также обеспечить комплексное психолого - педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Показатели, способствующие эффективной интеграции : внешние и внутренние Внешние : раннее выявление нарушений в развитии ребёнка ; желание родителей обучать ребёнка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать своему ребёнку в процессе его обучения ; оказание ребёнку эффективной квалифицированной коррекционной помощи ; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
ИКОМ ( индивидуальный коррекционный образовательный маршрут 1. Данные ребенка ( ФИО, дата рождения, класс ). 2. Рекомендации ПМПК 3. Психолого - медико - педагогическое заключение 4. Программа обучения 5. Динамика развития 6. Мониторинг