Коммуникативная компетенция- это практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик».
Коммуникативная компетенция учителя определяется минимум тремя составляющими: - когнитивной - операциональной - позиционно-ценностной
Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции: коммуникативную; интерактивную; перцептивную.
Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Показатели развития коммуникативной компетентности педагога Мотивационный компонент Ценностно-смысловой компонент Эмоционально-волевой компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
Результаты исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов Большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися
Нервно-психическая устойчивость педагога Анкет – 24 Высокая вероятность нервно-психических срывов - нет Нервно-психические срывы вероятны - 21 чел. Нервно-психические срывы маловероятны - 3 чел. Результаты исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов
Исследование профессиональной направленности Анкет-14 норма Выше нормы (ярко выражено) Ниже нормы Общительность 131 Организованность 122 Направленность на предмет 122 Интеллигентность 122 Мотивация одобрения 941
Результаты исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов Оценка потребностей педагогов в развитии и саморазвитии Анкет