МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационой категории Привезенцева Елена Николаевна
Цели урока Сегодня на уроке мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, о выделении причастных оборотов запятыми на письме, употреблении причастий в речи.
Устная разминка для класса Что называется причастием? Какие вы знаете причастия? Какова синтаксическая роль причастий? В каких стилях речи уместно активное употребление причастий? Какова роль причастного оборота в предложении? Что знаем о правописании причастий?
Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь. (Пословица.) А) Как понимаете эту пословицу? Б) Есть ли причастия в даной пословице? Что можно сказать об их правописании и их применении? В) Письмо по памяти. Записать даную пословицу, графически объяснить написание не с причастиями.
Синтаксический разбор предложения. Объяснить пропущеные орфограммы, расставить знаки Книга создай…ая человеческ… умом является нашим учителем.
Словарный диктант Проверь себя. Самопроверка Вареник, пленик, изменица, пшеница, воспитаница, приданое, безымяный, брошеный, берестяной, ветреная (погода), купленый стол, масляная (краска), замасленая (материя), непуганая( кошка), напуганая (ворона), (поля) засеяны, серебряная (посуда), раненый (боец), посеяная (пшеница).
Тест (н и н в прилагательных и причастиях). Обвести кружком номер словосочетания, в котором: А ) пишутся н 1.Свежемороже.. ые овощи, 2.Груже…я баржа, 3.Фарширова…ый перец, 4.Смышле…ый малыш; Б) пишется н 1.Варе…ый картофель 2.Организова…ая шефами 3.Убра…ые вещи 4.Потуше…ые огни ; В) пишутся н 1. Дитя испуга…о. 2. Огни потуши...ы. 3. Реше…ая задача. 4. Суше…ые ягоды. Г) пишется н 1. Слома…а ребенком. 2. Броше…ый камень. 3. Искуса…ый комаром. 4. Вытка…ый ковер.
Конструирование предложений Задание: Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания. А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осенего солнца. Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце. В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву. Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках. Найти причастие по схеме: Приставка + Корень + Суффикс + Окончание
Объяснительный диктант Задание: Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий. Трава (не) скошена, (не)погасший костер, (не) имеющее границ море, (не)выносимая духота, ничем (не) нарушаемая тишина, (не) прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем (не) простившийся товарищ, афиши (не) расклеены, скамейки (не) покрашены,(не )убраны, (не)крашеный забор, (не)выученые уроки, картина (не) окончена.
1. Повторить § 132 – Упражнение 204.