Ген дерный подход в обучении и воспитании Калужина Т. Н. учитель математики МБОУ лицей 29 г. Тамбова Калужина Т. Н. учитель математики МБОУ лицей 29 г. Тамбова
Из энциклопедии Ге́н дер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Ге́н дер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
О природе ген дерных различий Мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному Это положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Социально- психологические факторы Культурные и этические традиции социума формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека
Из истории смешанного образования Смешанное образование, зародившееся в западных учебных заведениях в середине 1950-х годов, приблизительно в это же время было внедрено в образование нашей страны В основе этих методик и технологий лежат современные повышенные требования к интеллекту подрастающего поколения и, следовательно, необходимость стимуляции его развития
Проблемы смешенного образования большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения
Проблемы смешенного образования Деформация социального опыта мальчиков преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии) мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе
Проблемы смешенного образования Особенности девочек при совместном обучении чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.
Ген дерные особенности мальчиков и девочек В младших классах Весь учебный процесс этого возрастного периода детей отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина) способы подачи материала – подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления Мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе
Ген дерные особенности мальчиков и девочек В средней школе С началом занятий физикой, биологией, химией, алгеброй, геометрией мальчики становятся более успешнее в обучении. Мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Девочки в средних и старших классах оказываются в ситуации некоторой депривированности, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы, которые им особенно необходимы для успешной учебы.
Противоречия смешанного образования между содержанием и формами обучения образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе
Организация экспериментальной работы по ген дерному образованию В эксперименте участвовали школьники начальных и средних классов в возрасте от 7 до 11 лет; всего 770 детей (в т.ч. 265 мальчиков и 255 девочек в раздельных классах и 250 детей в смешанных контрольных классах той же и другой средней школ г. Тулы). Длительность эксперимента – пять лет.
Организация экспериментальной работы по ген дерному образованию Форма преподавания - классно-урочная Приемы и методы обучения – инновационные, с учетом ген дерных особенностей развития, социализации и формирования личности
Организация экспериментальной работы по ген дерному образованию Приемы и методы работы на уроках в классах мальчиков Высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала Работа на уроке строилась в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений
Приемы и методы работы на уроках в классах мальчиков Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводилось после практической работы, то есть через опыт В работе с мальчиками оказались целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления Использовались групповые формы работы с обязательной сменой лидера Оценка полученных результатов в дискуссиях, то есть вербальных результатов, могла быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной
Приемы и методы работы на уроках в классах девочек Размеренный темп урока Предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения Объем и разнообразие нового материала дозировались, использовались и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике оказались высокопродуктивными методами
Приемы и методы работы на уроках в классах девочек Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению Использование большого количества наглядного материала, обучение с опорой на зрительную память Групповые формы работы: акцент должен быть сделан на взаимопомощь Любая выполненная работа девочек требовала эмоциональной оценки с обозначением перспективы
Наблюдаемые результаты Познавательное развитие: память, внимание, мышление на момент окончания учебного года оказывается выше Эмоциональная сфера: уровень эмоциональной напряженности и тревожности относительно благополучный у 90% и 82 % детей Мотивационная сфера: в условиях раздельного обучения у 90% и 96 % учащихся преобладают мотивация содержанием и процессом обучения, в то время как в совместных контрольных классах этот показатель – 52%. Личностные качества: раздельное обучение с периода начальных классов положительно сказывается и на оценке учителями личностных качеств учащихся Взаимоотношения: количество учащихся, имеющих высокий личностный статус в своем классе возрастает при раздельном обучении по сравнению со смешанным и, следовательно, увеличивается количество межличностных связей как среди мальчиков и девочек, так и между ними
Роль учителя Задача: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности Задача: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности
Литература Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии С. 22–25; Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей – социальная проблема страны // Вестник педагогики С. 42–47 Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000; Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., С. 179–188. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992; Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклады Академии наук С. 42–48; Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. М., Еремеева В.Д. Нейропсихологические основы индивидуальных особенностей письменной речи // Сборник материалов 30-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб, С. 40–45; Еремеева В.Д. Нейропсихологические аспекты эффективности работы педагога. СПб., 2002.