Летописные уроки истории. «Повесть о разорении Рязани Батыем» и её глубинный смысл Урок литературы в 7 классе по технологии Б.С. Дыхановой учитель МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Сорокина Ирина Тимофеевна учитель МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Сорокина Ирина Тимофеевна
Никольский собор, где создавалась «Повесть…»
Рукопись «Повести…»
Хан Батый
Словарная работа по тексту: Послов непутёвых – какое отношение к слову «путь» имеет такое определение? Послов непутёвых – какое отношение к слову «путь» имеет такое определение?
Как утолить нечестивца дарами – в каком значении употреблён глагол и существительное «нечестивца»? Как утолить нечестивца дарами – в каком значении употреблён глагол и существительное «нечестивца»?
Один из пестунов – от какого старинного глагола образовано существительное «пестун? Состоит ли в родстве со словом «пастух»? Чем занимались пестуны в княжеских семьях? Один из пестунов – от какого старинного глагола образовано существительное «пестун? Состоит ли в родстве со словом «пастух»? Чем занимались пестуны в княжеских семьях?
Непреоборимы – разберите по составу и определите, какую смысловую роль играют отрицательная частица и приставки. Непреоборимы – разберите по составу и определите, какую смысловую роль играют отрицательная частица и приставки.
Один рязанец бился с тысячей, а два с тьмою - равнозначна ли здесь «тьма» «темноте»? А есть ли здесь одинаковая смысловая подоплёка? равнозначна ли здесь «тьма» «темноте»? А есть ли здесь одинаковая смысловая подоплёка?
Удальцы и резвецы рязанские - определите по семантике корней, одни отличались от других. определите по семантике корней, одни отличались от других.
Сие всё навел Бог грех ради наших - определите число и падеж существительного «грех». Найдите подсказку, что все это значит, в самом тексте. определите число и падеж существительного «грех». Найдите подсказку, что все это значит, в самом тексте.
Без милосердия - как образовано и что означает существительное? как образовано и что означает существительное?
Хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить - Каким современным словом можно заменить глагол «уврачевать»? А в чём смысл выражения «к своей вере склонить»? Найдите слова- родственники к глаголу. Каким современным словом можно заменить глагол «уврачевать»? А в чём смысл выражения «к своей вере склонить»? Найдите слова- родственники к глаголу.
Второй страстотерпец Стефан - как образовано существительное «страстотерпец»? как образовано существительное «страстотерпец»? что оно означает? что оно означает?
Со снохами - Кого из членов русской семьи так называли? Кого из членов русской семьи так называли? Послал шурича своего – кого в русской семье так называли? Послал шурича своего – кого в русской семье так называли?
Зловерного - верного чему? верного чему? Возбоялись – чем отличается от «испугались», «побоялись»? Возбоялись – чем отличается от «испугались», «побоялись»?
Орган звучащий - какое значение это выражение имеет в контексте? какое значение это выражение имеет в контексте? никем не блюдомые – имеет ли отношение последнее слово к блюду (посуде)? никем не блюдомые – имеет ли отношение последнее слово к блюду (посуде)?
Чашу испили смертную - какой смысл имело слово «чаша» в древней Руси и каково значение образа чаши? какой смысл имело слово «чаша» в древней Руси и каково значение образа чаши?
Примечание: Чашами назывались особые сосуды круглой формы, с рукоятками, кольцами или скобами, иногда очень тяжелые и ёмкие. Чашами назывались особые сосуды круглой формы, с рукоятками, кольцами или скобами, иногда очень тяжелые и ёмкие. Но вообще под эти названием подразумевали пропорцию выпиваемого собеседниками вина в честь кого-нибудь или за чьё-либо здоровье. Существовали «богородицы на чаша», «государева чаша», «патриаршая чаша». Символ «испить из чаши жизни» появился в литературе и закрепился в многочисленных метафорах. Но вообще под эти названием подразумевали пропорцию выпиваемого собеседниками вина в честь кого-нибудь или за чьё-либо здоровье. Существовали «богородицы на чаша», «государева чаша», «патриаршая чаша». Символ «испить из чаши жизни» появился в литературе и закрепился в многочисленных метафорах.
Лица ваши потемнели от тления - Связаны ли по смыслу слова «тление» и «тлеть» (свеча еле тлеет»? Связаны ли по смыслу слова «тление» и «тлеть» (свеча еле тлеет»?
Сетование - состоит ли это существительное в родстве со словом «сеть» (сеть рыбака»)? состоит ли это существительное в родстве со словом «сеть» (сеть рыбака»)?
Сила изнемогает - Что означает в древнерусском контексте такое выражение, сохранилась ли эта синтаксическая конструкция в современном языке? Что означает в древнерусском контексте такое выражение, сохранилась ли эта синтаксическая конструкция в современном языке?
Вопросы к тексту: Каковы предпосылки поражения русских? В чем была ошибка русичей, обессилевшая их? Каковы предпосылки поражения русских? В чем была ошибка русичей, обессилевшая их? В чем же именно «нечестивость» противника? В чем же именно «нечестивость» противника? Какая просьба Батыя вызвала особый гнев Федора Юрьевича Рязанского и почему? Какая просьба Батыя вызвала особый гнев Федора Юрьевича Рязанского и почему?
Чем ответил Батый на непокорство русского князя и как это его характеризует? Чем ответил Батый на непокорство русского князя и как это его характеризует?
Как изображены женские характеры?
О чём свидетельствуют поступки героинь? О чём свидетельствуют поступки героинь? Каково значение всеобщего плача? Каково значение всеобщего плача?
Примечание: Причитания по усопшем, вытьё, голошение были приняты на Руси в дни похорон и поминовения. Всеобщий плач имел вид определённого обряда как печальная «песнь потери», когда одна или несколько плакальщиц припадали к гробу или могилам, выражая в распевном речитативе всеобщее горе. Причитания по усопшем, вытьё, голошение были приняты на Руси в дни похорон и поминовения. Всеобщий плач имел вид определённого обряда как печальная «песнь потери», когда одна или несколько плакальщиц припадали к гробу или могилам, выражая в распевном речитативе всеобщее горе.
Выражаю огромную благодарность автору технологии Берте Сергеевне Дыхановой, профессору филологии Воронежского государственного педагогического университета