Конкурентная политика в период кризиса ШАСТИТКО А.Е., Генеральный директор фонда «Бюро экономического анализа», д.э.н., профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, АВДАШЕВА С.Б., Профессор ГУ-ВШЭ, д.э.н. X Международная конференция по проблемам развития экономики и общества: 7-9 апреля 2009 года, Москва
Вопросы 1.Конкурентная политика: компоненты и место в стратегиях социально-экономического развития 2.Воздействие кризиса на конкуренцию 3.Роль конкуренции в условиях кризиса: спросим покупателей 4.Конкуренция и (анти-) конкурентная политика в условиях кризиса 5.Инструменты защитной конкурентной политики: правильно ли выбран объект? 6.Ориентиры конкурентной политики в условиях кризиса: сохранение надежды на элементы модернизации
Конкуренция и стратегии развития По состоянию на 2008 год (до начала кризиса) –конкурентный порядок только на мировом рынке совместим со стратегией инерцией и рантье; –модернизация требует конкурентного порядка После того, как кризис начался, скорее всего: –на роль конкуренции влияет выбор между стратегиями мобилизации и модернизации; –стратегии рантье и инерции недоступны Следовательно, вопрос о политике в области конкуренции стоит «более конкретно».
Конкурентная политика: определение и место в стратегиях социально-экономического развития Активные методы КП: - устранение/ снижение административных барьеров, - снижение или отмена таможенно-тарифных ограничений на пути импорта, - обеспечение доступа новых участников к естественно- монопольным видам деятельности в ходе реформы регулирования (дерегулирования) - усиление защиты прав собственности и контрактных прав, - снижение издержек выхода из бизнеса – прекращения деятельности и закрытия предприятия Защитные методы КП: - пресечение/предупреждение ограничений конкуренции - антикоррупционное законодательство - законодательство о государственной службе
Конкуренция и реакция на кризис Конкуренция = модель стратегического взаимодействия Интенсивная конкуренция: повышение спроса приводит к преимущественному расширению продаж, а снижение спроса – к преимущественному снижению цены Слабая конкуренция: повышение спроса приводит к преимущественному росту цены, а снижение спроса – к преимущественному уменьшению продаж Жесткость цен в сторону понижения (которую невозможно объяснить жесткостью цен на ресурсы)
Влияние поведения участников рынка на состояние конкурентной среды Предпосылки: - спрос на рынке однородной продукции описывается зависимостью Q d (P) - на рынке действуют n идентичных продавцов с издержками на единицу выпуска c. - продавцы взаимодействуют на рынке бесконечное число раз. - дисконтирующий множитель составляет - «стратегия руки, дрожащей на курке» (trigger strategy). Интерпретация: Следование стратегии «руки, дрожащей на курке», означает стремление к «жестким ценам» (= согласованному повышению цен) без какой бы то ни было предварительной договоренности.
Вероятность входа на рынок Чем выше вероятность входа новичка на рынок, тем выше граничное значение дисконтирующего множителя, обеспечивающее поддержание молчаливого сговора.
Изменения спроса Чем ниже темпы роста прибыли, тем выше граничное значение дисконтирующего множителя, обеспечивающее поддержание молчаливого сговора. Соответственно, молчаливый сговор сложнее поддержать на рынке со снижающимся спросом
Государственная поддержка при снижении спроса Пусть при отрицательном изменении прибыли государство компенсирует продавцам долю Прямая поддержка государства препятствует снижению стимулов к следованию стратегии молчаливого сговора
Изменение модели стратегического взаимодействия в результате экзогенных факторов изменение субъективного дисконтирующего множителя (+) вероятность входа на рынок (-), снижение ограничений мощности по сравнению с емкостью рынка (?) роль инноваций на рынке (?) вероятность входа на рынок (?) тенденции изменения спроса (+), государственная поддержка при снижении спроса (-)
Спросим покупателей: изменение цен на основные продовольственные товары в августе-ноябре 2008 г., Россия и страны ЕС-27. На графике показано количество стран, где прирост цен за период превышал соответствующий показатель для РФ.
Анти-конкурентная политика в условиях кризиса Повышение импортных пошлин и нетарифных ограничений Компенсация убытков компаний (для участника молчаливого сговора делает отклонение от него еще менее привлекательным) Пакет антикризисных мер почти не содержит мер конкурентной политики ни в качестве базовых, ни в качестве компенсирующих
Выбор объекта конкурентной политики: действительно ли достаточна охота только за крупной дичью?
Выводы - рекомендации Актуальность конкурентной политики в период спада не снижается, а растёт. При этом безусловным приоритетом обладают методы активной конкурентной политики, воздействующие на стимулы участников рынка ex ante, а не пытающиеся скорректировать последствия их действий ex post Необходимо возобновление работы по устранению административных барьеров с последующим переходом к полномасштабной реформе регулирования Необходима ревизия используемой модели таможенно- тарифного регулирования (хотя бы какой-то прогноз воздействия на конкуренцию и рынки) Пересмотр объемов и принципов предоставления выборочной государственной поддержки
Поиск партнеров по коалиции в поддержку конкуренции По отраслевому принципу – сложно найти: скорее всего, нет такой отрасли, где участники не поддержат хотя бы одно направление политики, существенно ограничивающее конкуренцию. Может быть, импортеры? По размеру? Новые участники («газели») По месту в социальной структуре? Средний класс Инноваторы в органах государственной власти Некоторые меры конкурентной политики смыкаются с мерами социальной политики –поддержка мелких производителей, в том числе сельскохозяйственных (бесприбыльное посредничество); –поддержка малообеспеченных.
Спасибо за внимание!