Урок обобщения и систематизации знаний Системы счисления Системы счисления Автор: Бородина Татьяна Анатольевна, учитель информатики ОУ СОШ 3 «Образовательный центр» г. Сызрань Самарской области
План урока Блиц-опрос Кроссворд «Системы счисления» Римская головоломка Перевод чисел Арифметика Рождение цветка Изречение Числовой лабиринт Рисуем по точкам Таблица чисел
Задание 1. Блиц-опрос
а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F; б) совокупность цифр 0, …, 7; в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами; г) последовательность цифр 0, Система счисления – это …
2. В позиционной системе счисления … а) интерпретация цифры в записи числа зависит от ее позиции; б) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения знака в старшем разряде; в) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения числа; г) интерпретация цифры в записи числа не зависит от ее позиции.
3. К позиционным системам счисления относятся … а) двоичная система счисления {0, 1}; б) десятичная система счисления {0, …, 9}; в) восьмеричная система счисления {0, …, 7}; г) римская система счисления {I, …, M}; д) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.
4. В ЭВМ используется … а) римская система счисления {I, …, M}; б) восьмеричная система счисления {0, …, 7}; в) двоичная система счисления {0, 1}; г) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.
5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести … а) экономию памяти компьютера; б) компактность двоичной системы счисления; в) наглядность и понятность записи чисел в двоичной системе счисления; г) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера «включено», «выключено» и операции «сдвиг».
Задание 2. Кроссворд «Системы счисления»
Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число 1 ПОЗИЦ ИОННАЯ
Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда 1 ПОЗИЦ ИОННАЯ 2 АБЗИС
Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления 1 ПОЗИЦ ИОННАЯ 2 АБЗИС 1 О С Н В А Н Е
Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел 1 ПОЗИЦИОНН А Я 2 АБЗ И С 1 О С Н В А Н Е 2 А Л Ф В И Т
Символы, при помощи которых записывается число 1 ПО З ИЦИОННАЯ 2 АБЗИС 1 О С Н В А Н Е 2 А Л Ф В И Т 3 ФЦРЫ
Задание 3. Римская головоломка
Представьте, что с помощью спичек выложены примеры с римскими цифрами. Примеры решены неверно. Перенесите только по одной спичке, чтобы решение стало правильным.
Физкульминутка Упражнение 1. Глубоко вздохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Задержите дыхание на 2-3 с и старайтесь не расслабляться. Быстро выдохните, широко открыв глаза, и не стесняйтесь выдохнуть громко. Повторите 5 раз. Упражнение 2. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глазные яблоки в крайнее левое положение, затем медленно с напряжением переведите глаза вправо (не следует щуриться, напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным). Повторите 10 раз.
Игра «Брейн-ринг»
Задание 6. Рождение цветка
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти. Задание А Задание В
ЗАДАНИЕ АЗАДАНИЕ А
ЗАДАНИЕ ВЗАДАНИЕ В
Задание 7. Изречение
Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. Определите зашифрованное изречение, которое получите, собирая двоичные числа и переведя их десятичные. (Для задания В – полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером). Задание А Задание В
ЗАДАНИЕ А
ЗАДАНИЕ ВЗАДАНИЕ В
Задание 8. Числовой лабиринт
Дан лабиринт. Определите выражение, которое получите при прохождении лабиринта, собирая числа и переводя их десятичную систему счисления. Полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером. Задание А Задание В
ЗАДАНИЕ А
ЗАДАНИЕ В
Физкульминутка Упражнение первое: сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз. Упражнение второе: вращать кистями рук в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз. Упражнение третье: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Задание 9. Рисуем по точкам
Определите рисунок, который получится в результате перевода каждой точки в десятичную систему счисления и отметки ее на координатной плоскости. Задание А Задание В
ЗАДАНИЕ АЗАДАНИЕ А точки Координаты точки XY *
ЗАДАНИЕ В точки Координаты точки точки Координаты точки XYXY * В * С
Задание 10. Таблица чисел
ЗАДАНИЕ АЗАДАНИЕ А Укажите результат сложения чисел в восьмеричной системе счисления
ЗАДАНИЕ В Определите двоичные числа, соответствующие указанным десятичным числам. В ответе укажите двоичное число, получившееся в заштрихованных клетках
Домашнее задание
1.§ 2.7; Решите задачи: Замените звездочки единицами и нулями таким образом, чтобы после преобразования полученных двоичных чисел в десятичные сумма равнялась: а) по горизонтали 34, по вертикали 40 б) по горизонтали 30, по вертикали 33 * * * * * * 1 * * * * * * * * * * * 0 * * * * * *
Е Каждое указанное в криптограмме число, переведенное в десятичную систему счисления, - это порядковый номер буквы в алфавите. Решением задачи должно стать крылатое выражение из басни И. А. Крылова «Мышь и Крыса».
Творческие задания: Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления. Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.