«Перспективы развития российского рынка газа» Выступление Первого заместителя начальника Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром» А.Л. Михеева на Четвертом международном форуме «Газ России-2006»
Данные по потреблению газа национальным хозяйством России в г.г (прогноз) Внутреннее потребление газа 417,1413,6431,7 436,6 443,3449,4 Индекс роста к уровню 2001 г. (%) 100,099,2103,5104,7106,3107,72 млрд. м3
3
Бюджет и ЖКХ 21% Энергетика 38% Промышленность 27% Население 14% Структура поставок газа на российском рынке3
4
5 1.Право продажи газа по свободным ценам - Постановление Правительства РФ от Предоставление возможности продавать газ в регионах, приближенных к местам добычи газа. 3.Предоставление возможности поставлять газ крупным высокодоходным потребителям. высокодоходным потребителям. Мероприятия по стимулированию активности независимых производителей газа
Показатели поставок газа в 2005 году в регионы близкие к местам добычи 6
7
Данные по добыче газа в России в г.г (прогноз) ОАО «Газпром» 523,2527,4540,2 542,8 547,1 551,0 Независимые организации 5867,780,2 90,790,790,790,7 93,9 94,894,894,894,8 ИТОГО581,2594,9620,4633,5 641,0 645,8 8
Доля крупных нефтяных компаний в структуре добычи нефти в России в г.г. ОАО "Лукойл ОАО "Юкос" ОАО "ТНК-BP" ОАО "Сургутнефтегаз" ОАО "Татнефть" ОАО "Сибнефть" (ОАО "Газпромнефть") ОАО "Роснефть" ОАО "Славнефть" ОАО "Башнефть" ОАО "Руснефть" ОАО "Газпром" 84,6% 91,4% 91,4% 93,5% 94,4% 94,8% 95,0% Прочие: 15,4% 8,6% 8,6% 6,5% 5,6% 5,2% 5,0% Прочие: 15,4% 8,6% 8,6% 6,5% 5,6% 5,2% 5,0% Нефтяные компании мес. Нефтяные компании мес
10
Энергетическая стратегия России и фактические показатели по добыче и экспорту газа (млрд. куб.м) Год Общая добыча Добыча ОАО «Газпром» Добыча НП Экспорт Внутреннее потребление План Факт641547,193,9194,7446, Примечание: план 2005 г. определен исходя из равномерного нарастания показателей за период г.г.11
Сферы потребления природного газа в Российской Федерации по уровню стимулирования газосбережения 12
13 Схема функционирования рынка газа Российской Федерации ОАО «Газпром» МРГ 56 РГК Структуры, работающие по биржевым технологиям Независимые производители Нефтяные компании Потребители Локальные продажи газа вблизи мест добычи Сектор продажи газа по регулируемым ценам Газ по регулируемым ценам Газ по свободным ценам Сектор продажи газа по ценам ФСТ России в регионах, дающих нормативный уровень доходов Сектор продажи газа по свободным ценам
14 Главные особенности рынка газа России 1.Наличие большого количества сегментов 2.Высокий уровень сезонности (добыча – 1.26, потребление – 2.7 раз) 3.80% газа продается по регулируемым ценам. 4.Уровень регулируемых цен очень низок. 5.Отсутствие конкуренции между видами топлива. 6.Монополизация федерального рынка ОАО «Газпром». 7.Монополизация ряда региональных рынков независимыми поставщиками газа. 8.Монополизация в сфере потребления газа РАО ЕЭС России. 9.Наличие перекрестного субсидирования в регулируемых ценах и тарифах (экспорт/внутренний рынок, север/юг, промышленность/население). 10.Высокий уровень удельных расходов газа на единицу продукции потребителей. 11.Большой потенциал экономии газа.
15 4-х сегментная модель рынка газа Сектор рынка газа СегментЦенообразование 1Регулируемый Социально-значимые потребители Промышленные предприятия Цены регулируются ФСТ России Ц отп = Цена ФСТ * K 1 Цены регулируются ФСТ России Ц отп = Цена ФСТ * K 1 *K 2 2Свободный Промышленные предприятия Предприятия энергетики, реализующие электроэнергию по свободным ценам Цены определяются по итогам торговли на Бирже и ЭТП Долгосрочные контракты с формулой цены Справочно: K 1 – коэффициент индексации, K 2 – коэффициент ускорения. K 2 – коэффициент ускорения.
10 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ