Автор: Булгакова Ольга Михайловна, учитель физики, МОУ «Лицей «Эрудит», Алтайский край г.Рубцовск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: учитель физики Кучкова Е.Н.. 1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называется… 2. Энергия движения и взаимодействия частиц,
Advertisements

1. Изучить ДВС 2. Изучить паровую турбину 3. Научиться определять КПД теплового двигателя.
1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называется… 2. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется…
Кириллов А.М., учитель гимназии 44 г. Сочи. 1. Каким образом внутренняя энергия пар превращается механическую энергию тела Приведите примеры. 2. Что такое.
Изучить историю создания тепловых двигателей. Принципиальное устройство тепловых двигателей. Рациональность применения.
Джеймс Уатт Простейший тепловой двигатель был Изобретен в 17 веке Джеймсом Уаттом.
Презентация на тему «Тепловые машины» Презентация на тему «Тепловые машины»
Презентация на тему «Тепловые машины». Тепловые машины. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Газовая турбина и реактивные двигатели.
Тепловые двигатели Выполнила Ч. Валерия 8 В класс.
Автор: Фомичева С.Е., учитель физики МБОУ «Средняя школа 27» города Кирова.
История тепловых машин уходит в далекое прошлое. Говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры, великий греческий механик и математик.
Тепловыми двигателями называют машины, в которых происходит превращение теплоты, полученной при сгорании топлива, в механическую работу. Вещество, производящее.
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. энергия – это физическая величина, характеризующая способность тел совершать работу.
Работа газа и пара при расширении. ДВС (двигатель внутреннего сгорания) Урок 17-7.
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Больц Сергей Валерьевич учитель физики МОУ «СОШ 18» г.о. Балашиха.
Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.
Тепловой двигатель Тепловой двигатель - устройство, превращающее внутреннюю энергию в механическую.
Работа газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания Урок 22.
Тепловой машиной называется устройство, в котором внутренняя энергия превращается в механическую. Примеры тепловых машин: Двигатель внутреннего сгорания.
Преподаватель физики ИППЛ АБРАМОВА Л.С. Двигатель внутреннего сгорания внутреннего сгорания.
Транксрипт:

Автор: Булгакова Ольга Михайловна, учитель физики, МОУ «Лицей «Эрудит», Алтайский край г.Рубцовск

Тепловыми двигателями (машинами) называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию. Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина, двигатели внутреннего сгорания, реактивный двигатель, паровая и газовая турбины.

Идеальная тепловая машина С.Карно ( ) Французский ученый С.Карно рассмотрел воображаемый идеальный круговой процесс, в каждом цикле которого в механическую работу превращается максимальное количество внутренней энергии.

Схема устройства Идеальная тепловая машина состоит из нагревателя, рабочего тела и холодильника. В качестве рабочего тела используется идеальный газ.

Паровая машина В XVII-XVIII веках над изобретением паровой машины трудились англичанин Томас Ньюкомен ( ), француз Дени Папин ( ), русский ученый И.И Ползунов ( ) и многие другие.

Цилиндр Папина Папин построил цилиндр, в котором вверх и вниз свободно перемещался поршень. Поршень был связан тросом, перекинутым через блок, с грузом, который вслед за поршнем также поднимался и опускался. По мысли Папина, поршень можно было связать с какой-либо машиной, например, с водяным насосом. Работал этот двигатель следующим образом. В нижнюю часть цилиндра под поршень наливали воду, а сам цилиндр разогревали снизу. Образующийся пар поднимал поршень. Затем цилиндр охлаждали, и находящийся в нем пар конденсировался – снова превращался в воду. Поршень под действием своего веса и атмосферного давления опускался вниз.

Позднее паровую машину сконструировал – английский кузнец Т. Ньюкомен. Он умело использовал многое из того, что было придумано до него Папином, но его машина была очень огромна (высотой с четырех-пятиэтажный дом) и "прожорлива". Паровой насос Ньюкомена

Понадобилось еще 50 лет, прежде чем был построен универсальный паровой двигатель. Это произошло в России, на одной из отдаленных ее окраин - Алтае, где в это время работал гениальный русский изобретатель, солдатский сын Иван Ползунов. В отличие от парового насоса Ньюкомена и других, уже известных на тот момент, о которых Ползунов знал и недостатки которых осознавал, его проект был машиной непрерывного действия.

Паровая машина Ползунова в действии

Машина предназначалась для воздуходувных мехов, нагнетающих воздух в плавильные печи. Главной особенностью было то, что рабочий вал качался непрерывно, без холостых пауз. Это достигалось тем, что Ползунов предусмотрел вместо одного цилиндра два попеременно работающих. Пока в одном цилиндре поршень под действием пара, поднимался вверх, в другом пар конденсировался, и поршень шел вниз. Оба поршня были связаны одним рабочим валом, который они поочередно поворачивали то в одну сторону, то в другую. Рабочий ход машины осуществлялся не за счет атмосферного давления, как у Ньюкомена, а благодаря работе пара в цилиндрах.

Создателем другого универсального парового двигателя, который получил широкое распространение, стал английский механик Джеймс Уатт. Паровая машина Уатта Первая машина Уатта была паро атмосферной. Затем холодильник в ней был отделен от цилиндра, что повысило ее КПД. Было введено и другое усовершенствование - двухстороннее действие пара на поршень.

Заслуга Уатта заключалась в кардинальному совершенствовании парового двигателя и в увеличении его КПД в 2,8 раза. Начиная с 80-х годов XVIII в. и до начала XX в. в течение примерно 120 лет паро- вой двигатель Уатта был основной энергетической установкой. На графике показано как изменялась общая установленная мощность паровых двигателей в течение XIX в.

1 – цилиндр; 2 – поршень; 3 – шток; 4 – шатун; 5 – вал; 6 – маховые колёса; 7 – патрубок. Схема паровой машины

Паровые машины имеют сравнительно низкий КПД. У первой машины Уатта он был равен 1%, после отделения холодильника от цилиндра он повысился до 3%. В середине XIX века удалось получить КПД, равным 6%, а в половине XX века, он достиг 18%. Паровая машина нашла своё применение в паровозах.

Первый паровоз Паровоз Черепановых В феврале 1956 года самыми высшими инстанциями советского государства было принято решение "О генеральном плане электрификации железных дорог". В стране прекратили постройку паровозов.

Паровые турбины Рабочим телом паровой турбины служит пар. Проходя через турбину, пар расширяется, и его энергия преобразуется в механическую энергию вращения ротора.

Схема устройства

Принцип работы Выходящий из сопла пар, действуя на лопатки, вращает ротор и вал.

Эксплуатационные характеристики КПД около 40%

Крупные паровые турбины устанавливают на тепловых электростанциях для вращения генераторов, вырабатывающих электроэнергию.

Газовая турбина Установка газовой турбины на электростанции Назначение: преобразование энергии газа в механическую энергию вращения ротора

Схема газовой турбины

Принцип работы газовой турбины В газовых турбинах используется энергия газа, получающегося при сгорании топлива.

Эксплуатационные характеристики КПД около 25-30%

Газовые турбины широко используются в ракетах, в железнодорожном и автомобильном транспорте.

Газовые турбины устанавливают на электростанциях.

Двигатели внутреннего сгорания Назначение: превращение внутренней энергии топлива в механическую энергию.

Четырёхтактный карбюраторный двигатель внутреннего сгорания У этого двигателя образование горючей смеси происходит в специальном приборе – карбюраторе. Полный цикл двигателя совершается за два оборота коленчатого вала. График цикла работы этого двигателя близок к графику цикла Карно.

Принцип работы: 1-ый такт – впуск Впускной клапан открыт. Поршень движется вниз. В цилиндре образуется разряжение, и в него из карбюратора поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха.

2-ой такт – сжатие Оба клапана закрыты. Поршень движется вверх. Горючая смесь сжимается. В конце такта сжатия рабочая смесь поджигается электрической искрой и давление резко возрастает. Рабочее тело получает количество теплоты Q 1.

3-ий такт – рабочий ход Оба клапана закрыты. Под действием силы давления газов поршень движется вниз. Газ совершает работу. В конце рабочего хода открывается выпускной клапан и газ выходит в атмосферу, унося с собой количество теплоты Q 2.

4-ый такт – выпуск Выпускной клапан открыт. Поршень движется вверх и выталкивает оставшиеся продукты горения. В ДВС рабочее тело (газ) не приводится к начальному состоянию, т.к. его надо было бы очистить от продуктов сгорания и насытить кислородом. В цилиндры всасывается новая порция воздуха, смешанного с парами бензина, и цикл повторяется.

Эксплуатационные характеристики КПД около 18-24%

Применение

Вопросы: 1. Где сгорает топливо? 2. Как топливо попадает в ДВС? 3. За сколько тактов совершается один рабочий цикл двигателя? 4. Что происходит в двигателе при 1 такте? 5. Как называется 2 такт? 6. В каком такте совершается работа? 7. Как называется 4 такт?

Четырёхтактный дизель Назначение: превращение внутренней энергии топлива в механическую энергию.

Эксплуатационные характеристики КПД около 40-44%

Применение

Реактивный двигатель Назначение: превращение внутренней энергии топлива в механическую энергию. Внешний вид реактивного двигателя

Схема устройства реактивного двигателя

Принцип работы Горючая смесь поступает в камеру, где воспламеняется запальной свечой. Расширяющиеся газы с большой скоростью выходят через сопла, вследствие чего установка получает импульс, направленный вперед.

Эксплуатационные характеристики КПД около 25%

Применение

Вопросы: 1. Какие виды энергии преобразуются из одного вида в другой при работе паровой машины? 2. Для чего служат машины? 3. Может ли машина иметь КПД 100%? 4. Как повысить КПД машины? 5. Во время каких тактов закрыты оба клапана в ДВС? 6. Почему в паровой турбине температура отработанного пара ниже, чем температура пара, поступающего к лопастям турбины?

Домашнее задание: § 45-46; Дать сравнительную характеристику ДВС и дизельного двигателя.