Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг
Общность лексического значения корня Единство формы корня Родственные слова родственный, -ая, -ое; -вен, -венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)
ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания Дошкольный возраст: Школьный возраст: с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Предварительный подбор педагогом родственных слов Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов Группировка слов в разные родственные группы «семьи» Образование родственных слов (по образцу педагога, по вопросам педагога) Образование родственных слов (по опорным схемам) Самостоятельное образование родственных слов
Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова»
Игры « Какое слово длиннее? » Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку
Игры « Лото » Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить « лишнее » слово
Игры « Запомни, повтори » Цель: увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-ти единиц.
Игры
Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам -группировка слов в разные родственные группы «семьи» - нахождение «лишнего слова» (не однокоренного) из ряда родственных слов - определение общей части родственных слов
«Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя
«Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом главное слово - сложное слово - слово-предмет - множественное число (не главное) - слово-действие - слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом - слово – признак - слово, образующееся от - слово, образованное с взаимодействия человека с суффиксом увеличения с главным словом
«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление (Дождь) ( Задождить) «Какое слово спряталось?» «Прочти по первым звукам»
Игры Прочитайте слово (запишите), располагая буквы в соответствии с цифрами. В О Д О С А Д Прочитайте слово (запишите), расположив буквы по высоте. Д А С Ы
Игры, ОЗ РЫ
ЦВЕТЫ Ц ТОЕВЧЕК ЦВЕТВООД ЦВЕТНИК
АЦИДОВ