Рынок труда, миграция и профобразование: перспектива 2025
Структура рынка труда – 70 млн. чел. Крупные и средние предприятия/организации – 35 млн. Малый бизнес – 10 млн. Неформальные контракты и самозанятость – 25 млн. – В том числе мигранты 8 млн – млн.чел. Крупные и средние предприятия/организации – млн. Малый бизнес – 10 млн. Неформальные контракты и самозанятость – млн. – В том числе мигранты млн.
Структура рынка труда – 70 млн. чел. Креативные рабочие места – 10 млн. «Коммуникативные» работники – 15 млн. Квалифицированные исполнители – 20 млн. – В том числе мигранты 3 млн. Низкая и средняя квалификация – 25 млн.чел. – В том числе мигранты 5 млн – млн.чел. Креативные рабочие места – 15 млн. «Коммуникативные» работники – 25 млн. Квалифицированные исполнители – 10 млн. – В том числе мигранты 5 млн. Низкая и средняя квалификация – млн.чел. – В том числе мигранты 5-6 млн.
Инерционное развитие среднего профессионального и высшего образования (государственные и муниципальные вузы и колледжи) Численность поступающихЧисленность обучающихся Сохранение охватов населения профессиональном образованием
Основные вызовы 2011: Перепроизводство работников с высшим образованием Низкое качество высшего образования (80% не имеет креативных компетенций) Низкая постоянная миграция, преобладание маятниковой и «вахтовой» трудовой миграции Низкий престиж «исполнительских» квалификаций и профессий, связанных с материальным производством Низкое качество миграционного притока работников
Основные направления политики в сфере профессионального образования Изменение структуры образовательных программ: – развитие краткосрочных (до 1 года) программ профессиональной подготовки на базе колледжей – ликвидация 4-6-летних программ обучения в колледжах (закрытие приема на такие программы в 2012 году) – развитие программ прикладного бакалавриата на базе ведущих колледжей и вузов («нулевой» уровень высшего образования, 3 года обучения после получения полного (среднего) общего образования) – завершение перехода на систему бакалавриата и создание селективной магистратуры Обеспечение эффективного контракта с преподавателями – вузов – относительные заработки академических работников на уровне Германии, США – колледжей – не менее половины от относительных заработков преподавателей вузов Развитие национальных исследовательских университетов – доведение числа НИУ до 50 к 2014 году – поддержка долгосрочной научной деятельности – строительство кампусов Развитие механизмов кредитования в образовании – Образовательный кредит – Кредит на покрытие расходов, связанных с обучением – Льготная ипотека для молодых преподавателей ведущих вузов
Изменение структуры программ среднего профессионального образования меры Развитие прикладного бакалавриата на базе колледжей: – прием выпускников 11 классов школы до 55% от инерционного сценария к 2020 году Развитие краткосрочных программ – после 9 класса прием до 30% от инерционного сценария к 2020 году – 1 год общеобразовательной компоненты, получение профессиональных компетенций в пределах 1 года – после 11 класса прием до 20% от инерционного сценария к 2020 году – получение профессиональных компетенций в пределах 1 года
Изменение структуры программ среднего профессионального образования результаты Государственные и муниципальные колледжи
Изменение структуры программ высшего образования К 2020 году – прием на программы прикладного бакалавриата до 30% от приема на программы бакалавриата и специалитета по инерционному сценарию – Рост приема в магистратуру в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года до 25% от численности выпускников бакалавриата к 2020 году Прием на программы высшего образования, тыс. чел. Государственные и муниципальные вузы
Справочно: изменение численности обучающихся по программам профессионального образования Среднее профессиональное образование Высшее образование Государственные и муниципальные вузы и колледжи
Относительные заработки российских и зарубежных профессоров (2008) Проект по изучению академических контрактов, НИУ ВШЭ, CIHE; World Bank
Динамика затрат при выходе на эффективный контракт и обновлении структуры образовательных программ в реальном выражении (2011 год = 100%) Среднее профессиональное образование Высшее образование Государственные и муниципальные вузы и колледжи Среднегодовая экономия до 35 млрд. руб. бюджетных средств с 2015 года (в ценах 2011 года) Среднегодовая экономия до 40 млрд. руб. бюджетных средств с 2016 года (в ценах 2011 года)
Поддержка и развитие национальных исследовательских университетов Присвоение статуса НИУ 12 университетам в годах Финансирование долгосрочных программ НИР и НИОКР в ведущих вузах – участие в таких проектах 15%- 30% научно-педагогических работников – расходы на науку из расчета 1:1 на 1 рубль заработка за счет преподавания – 1 рубль доходов от участия в НИР и НИОКР Развитие инфраструктуры НИУ – развитие обеспеченности общежитиями проживания 50% студентов очной формы к 2016 году
Расходы на третичное образование (среднее профессиональное и высшее) в России и странах мира в расчете на 1 обучающегося
Справочно: прогноз общего объема финансирования образования Совокупные расходы на образования изменяются в пределах 5,3-5,5% к ВВП
Новые институты рынка труда Упрощение Трудового кодекса и улучшение инфорсмента базовых прав работников, включая трудовых мигрантов Профессиональные ассоциации – Профессиональные экзамены – Открытые базы данных работников, имеющих профессиональные квалификации Масштабное софинансирование коротких программ профессиональных квалификаций за средств государственного и муниципальных бюджетов; возможность получения новой профессиональной квалификации неоднократно Стимулирование развития цивилизованных форм заемного труда – Для студентов – Для пенсионеров – Для работающих мам Система обязательного обучения трудовых мигрантов Обязательная персонализация трудовых отношений
Поддерживающие институты Программа поощрения формирования рынка доступного наемного жилья Программа расширения «экономического пространства городов» --- увеличение радиуса территориальной доступности с 20 до 60 км для крупнейших городов и до 40 км для крупных городов Публичный «Технологический аудит» для инвестиционных проектов ---- давление в сторону повышения технологической культуры и уровня профессиональных квалификаций работников, вытеснение «анонимных» малоквалифицированных временных работников из строительства и ЖКХ
Основные вызовы 2020 Миграционный отток креативных работников и квалифицированных исполнителей (новое поколение более мобильно и владеет иностранными языками) Быстрый рост зарплат квалифицированных работников, усугубление разрыва между «устроенными 30%» и остальными До 25% трудоспособных работников не могут «найти себя» из-за зазора между запросами, компетенциями и предложением рабочих мест Переход временной трудовой миграции в постоянную фазу (как в Европе х)