Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку. Автор: Семёнова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Шумовский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы,
Advertisements

Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста. Задачи урока: Повторить приемы сжатия текста.Повторить.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Урок русского языка в 9 классе Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской.
Транксрипт:

Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку. Автор: Семёнова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Шумовский.

Текст Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Помните пушкинское: «лесов таинственная сень»?

Упрощение: Один из героев Чехова говорил о том, что леса учат понимать прекрасное. Леса – это величавая красота и могущество природы. Дымка таинственности сообщает им особую прелесть. «Лесов таинственная сень…» - писал А.С. Пушкин.

2.Исключение: Леса учат человека понимать прекрасное. В них красота, могущество природы, некая таинственность. Об этом писали А.П. Чехов и А.С. Пушкин.

3.Обобщение: По мнению Астрова, героя пьесы А.П. Чехова, именно леса учат человека понимать прекрасное, дарят ему красоту, помогают понимать могущество природы.

Тренировочные упражнения. В культуре человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдалённого от нас на тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвёл её цветной землёй. Получилось изображение руки. Так маленькие дети, не умеющие ещё писать, обводят карандашом ладошку на листке с маминым письмом бабушке и дедушке.

Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. В то же время искусство развивает ум и чувства человека, обостряет его способность к сопереживанию. Наконец, искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями: отдалёнными от нас временем и пространством. Но не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность ощутить человечество как единое целое.

Задание: напишите сжатое изложение текста, используя перечисленные приемы сжатия.

Основные средства связи между предложениями в тексте. Подберите слова-заменители: местоимение к слову «девушка»; наречие - «в лесу»; синоним к слову «быстро»; родовидовые слова, например, деревья – береза, геометрические фигуры -…, самостоятельные части речи - …. Определить порядок слов в предложениях: «Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…» (И. Тургенев). Вспомните вводные слова, организующие порядок высказывания.

Памятка: «Как писать сжатое изложение?». 1. Определите тему текста (о чем текст). 2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст). 3. Определите стиль текста и тип речи. 4. Определите особенности построения текста: - в повествовании – начало события, его ход, кульминация, концовка; - в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; - в рассуждении – общее положение, аргументы. Доказательства, вывод. 5. Составьте подробные план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их