Условия применения верботонального метода Алёшина Э.В., учитель – дефектолог слухавого кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида, 2009 год
Особенности речи учащихся со слухавой депривацией фонетико – фонематические нарушения; ограничение и диффузность словарного запаса; нарушения грамматического строя речи; несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи;
Характер звукопроизношения смешение звонких и глухих и озвончения глухих согласных; сигматизмы; длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; трудность автоматизации правильных свистящих; р,л неправильное произнесение сонаров (р,л); недостатки смягчения; ц,ч позднее формирование аффрикат (ц,ч); выпадение при стечении согласных одной из согласных. Голос ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Речь малопонятная и неразборчивая.
Нарушения речи выраженность структура симптоматика
Причины дефектного произношения недостаточная сформированность навыка; быстрая утрата усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения; недостаточное развитие словесно- логического мышления; нарушения опорно – двигательного аппарата; задержка психического развития
Цели и задачи формирование словесной речи и основ коммуникативной компетенции (подготовка учащихся к свободному речевому общению, умению устанавливать отношения с окружающими людьми); активизация речевой деятельности учащихся на основе практического овладения нормами языка
Пути формирования речи Информальный: уроки и внеклассные занятия внеурочное время коммуникативное общение вне школы Специальное обучение: индивидуальные занятия музыкально – ритмические занятия фронтальные занятия в слухавом кабинете фонетические зарядки
верботональный метод Результат научных исследований в области речевой коммуникации – речи и языка Формальные средства выражения речи (грамматика, лексика) сочетаются с просодическими элементами разговорной речи Исходит из возможностей ребенка, а не из его недостатков
Условия реализации верботонального метода коррекционная направленность верботонального метода подготовка кадров работа с родителями
Коррекционная направленность верботонального метода формирование и закрепление произносительных навыков путем создания максимальных условий, обеспечивающих речевую практику; координация общей и речевой моторики; развитие у учащихся навыков самоконтроля; максимальное использование остаточного слуха учащихся; использование ЗУА; вариативность речи; индивидуальный подход к каждому ребёнку; преемственность и совместная работа учителя, дефектолога и воспитателя
Технологии верботонального метода использование фонетической ритмики и естественных движений тела; упражнения по развитию просодической стороны речи; развитие мелкой моторики и графомоторных функций; сопряженное проговаривание; усвоение правильной артикуляции на основе слухавого и слуха – зрительного восприятия; различение на слух правильного и неправильного произношения; применение специальных приемов коррекции и постановки звуков