Абдурахманова Валентина Михайловна Учитель начальных классов МОУ СОШ 11
Организация работы по теме «Многозначность слова как средство развития речи младших школьников»
Цель обобщить и систематизировать методический материал по изучению многозначности слов младшими школьниками на уроках русского языка
ЗАДАЧИ определить степень изученности избранной темы на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы; определить методическую обеспеченность словарной работы, проанализировав программу «Школа России» по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов; выявить степень понимания младшими школьниками проблемы многозначности слов; выявить основные методические приемы по работе с многозначными словами в начальной школе.
Технология опыта Направления: Совершенствование собственно речевой деятельности; формирование всего комплекса умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности Совершенствование собственно речевой деятельности; формирование всего комплекса умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности Формирование отдельных речевых умений Формирование отдельных речевых умений
Этапы работы с многозначной лексикой 4 этап (четвёртый класс) Цель: формирование умений анализировать слово в контексте, выполнять полный лексический разбор слова 1 этап (первый класс) Цель: знакомство со словом и его значением. 2 этап (второй класс) Цель: формирование умений различать однозначные и многозначные слова, видеть и понимать, что у слова может быть несколько значений 3 этап (третий класс) Цель: углубление уже имеющихся знаний с данной языковой единицей, совершенствование речевого развития
Система словарной работы в начальной школе Основные направления: Обогащение словаря Уточнение словаря Активизация словаря Устранение нелитературных слов
Обогащение словаря Приемы работы над значениями слова. Словообразовательный анализ Сопоставление слов с целью выяснения различий Объяснение значения через контекст Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми Выяснение значения нового слова Способ подбора синонимов, антонимов Развернутое описание
Задания для экспериментальной работы 1) Записать, что общего: у человека, у корабля, у чайника, у ежика, у ели, у шприца, у гриба, у стола, у ребенка, у велосипеда, у двери, у телефона 2) С помощью пары слов отгадайте ключевое слово. Зверек. Нежность Рыба. Инструмент Родник. Отмычка Рыба. Оружие Облик. Икона Вращающийся стержень, насыпь 3) Составить словосочетания со словом «золотой», чтобы это слово имело разные значения. 4) Прочитать стихотворение, найти и выписать слово, которое имеет несколько значений. Есть хвост у падающих звезд, Хвостом корова бьет слепней, И у семян бывает хвост. Когда они кусаются.. Бывает хвост у птиц, у самолета – Для скорпионов хвост важней: Он нужен для полета.Они хвостом сражаются!
Эффективность функционирования опыта Н. М. Светловская Статья «Работа над многозначностью слова и изобразительными средствами языка в начальных классах». Л. Б. Ткаченко Статья «Работа с омонимами многозначными словами». О. Н. Шумкина Статья «Работа над метафоричностью речи младших школьников».
Благодарим за внимание!