СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА
МАРКЕТИНГ – СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Маркетинг – это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими. Нужда – это ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
ЗАПРОСЫ И ТОВАРЫ Запросы – это потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Товаром (продуктом) является все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи. Потребительская ценность – это суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности.
РЫНОК И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Рынок – это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуг. Консьюмеризм – это организованное движение граждан и государственных органов, направленное на повышение прав и влияния покупателей на продавцов продукции. Инвайронментализм – это организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение состояния окружающей среды. Маркетинг отношений – это процесс создания, поддержания и расширения прочных, взаимовыгодных отношений с потребителями или другими заинтересованными лицами.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
СЕГМЕНТЫ РЫНКА И ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК Сегментация рынка – это разделение рынка на отдельные группы покупателей с общими потребностями, характеристиками или поведением, которым необходимы определенные виды товаров или особый маркетинговый комплекс. Сегмент рынка – это группа покупателей, одинаково реагирующих на определенный набор побудительных стимулов маркетинга. Целевой рынок – это один или несколько сегментов рынка, которые компания намеревается обслуживать.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА Отбор целевых сегментов рынка – это процесс оценки привлекательности каждого сегмента рынка и выбор одного или нескольких сегментов для освоения. Позиционирование товара на рынке – это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичны товарам.
Сегментирование рынка Выбор сегментов Позиционирование 3. Оценка степени привлекательности полученных сегментов 4. Выбор одного или нескольких целевых сегментов 5. Разработка подхода к позиционированию в каждом из целевых сегментов 6. Разработка маркетингового комплекса для каждого целевого сегмента 1. Определение принципов, которые будут положены в основу сегментирования 2. Составление профиля каждого из полученных сегментов
МАССОВЫЙ И ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ Массовый маркетинг – это использование по существу одного и того же товара, методов стимулирования и распределения безотносительно к специфическим нуждам потребителей. Целевой маркетинг – маркетинг сегментов, маркетинг на уровне рыночных ниш, локальный маркетинг и индивидуальный маркетинг.
РАЗНОВИДНОСТИ ЦЕЛЕВОГО МАРКЕТИНГА Маркетинг сегментов – это формирование компанией предложений товаров и услуг, в значительной мере приспособленных к специфическим нуждам потребителей, относящихся к одному или нескольким сегментам рынка. Маркетинг на уровне ниш – это формирование компанией предложений товаров и услуг, в значительной мере приспособленных к специфическим нуждам потребителей одного или нескольких подсегментов рынка, зачастую характеризующихся меньшим уровнем конкуренции.
РАЗНОВИДНОСТИ ЦЕЛЕВОГО МАРКЕТИНГА Локальный маркетинг – это специальный подбор торговых марок и проведение стимулирование сбыта таким образом, чтобы он соответствовал нуждам и потребностям локальных потребительских групп, в которые входят жители какой-нибудь местности – городов, районов, микрорайонов и даже покупатели, посещающие отдельные магазины. Индивидуальный маркетинг – это приспосабливание товарного ассортимента и маркетинговых программ к нуждам и предпочтениям отдельных потребителей.