А 4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) Готовимся к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя не ветке, белка грызла орехи.(Грызла (к а к?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель подлежащее, выполняющее оба действия).
Пример: 1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка. В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.
Пример: 2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю в квартире. Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «убираю», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибок
Определенно-личные и неопределенно-личные предложениях: В определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм: 1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.
Определенно-личные и неопределенно-личные предложениях: В определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм: 2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).
Определенно-личные и неопределенно-личные предложениях: В определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм: 3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.
Обратите внимание! 1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»).
Обратите внимание! 2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
Обратите внимание! 3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Окончив с отличием политехнический институт, 1) слезы радости навернулись у него на глазах 2) мне предстояла успешная карьера 3) мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро 4) выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на известный завод. Применяем знания: 4
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Работая с химическими реактивами в лаборатории, 1) старайтесь быть предельно осторожными. 2) мне были понятны многие законы химии. 3) отношения иногда не складываются. 4) надписи на колбах сделаны четким почерком 1
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин, 1) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными. 2) это способствовало распространению и развитию науки. 3) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком. 4) нужны дополнительные финансовые средства. 3
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, 1) учитывается авторская позиция. 2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст. 3) часто проблема формулируется неточно, неправильно. 4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется. 2
Информационные ресурсы: Г.Т. Егораева «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций», Издательство «Экзамен», 2012 г.