Challenges and Opportunities for Research in the Russian Market Российский рынок маркетинговых исследований: Новые возможности и вызовы Oleg Dembo, ESOMAR Representative in Russia Олег Дембо, национальный представитель ESOMAR в России
Основные цифры Объем рынка - $320 млн. Совокупный оборот компаний отрасли - $375 млн. (+ $55 млн. полей) 300 компаний (60-70 национальных агентств полного цикла и локальных и полевых компаний) 4500 постоянных сотрудников интервьюеров 16 место в мире, 8 место в Европе
Динамика рынка Бурный рост закончился в 2007 году
Структура рынка Глобальные исследовательские сети: 6 компаний, суммарный оборот $200 млн. Крупные независимые компании: 5 компаний, суммарный оборот $50 млн. Средние независимые компании: компаний, суммарный оборот $40 млн. Небольшие и региональные компании: компаний, суммарный оборот $30 млн.
Структура российского рынка по методам, 2010 (%) Все количественные Личные интервью Телефонные интервью Ритейл аудит и телеметрия Онлайн-интервью Другие количественные Все качественные Фокус группы Глубинные интервью Качественные онлайн- методы Другие качественные Другое Весь мир,
Основные вызовы Ограничения роста Недооцененность рынка Кадровый кризис Кризис инноваций
Ограничения роста Большой физический объем исследований в пересчете на платежеспособное население Снижение количества крупных клиентов вследствие слияний и поглощений Сокращение количества отечественных клиентов Глобализация размещения проектов в транснациональных компаниях
Кризис недооцененности Россия – один из самых дешевых рынков, из крупных рынков дешевле только Индия Снижение конкурентоспособности отрасли на рынке труда Недофинансированность поля Уязвимость перед сокращением возможностей налоговой оптимизации Возможности повышения цен ограничены: Последствия экономического кризиса Ожидания снижения цен благодаря онлайн технологиям Изменение подхода клиентов – выбор исследователя через отдел закупок, электронные аукционы
Кадровый кризис Трудно удерживать сотрудников Ограниченные возможности вертикального роста Более конкурентные условия на клиентской стороне Индустриализация процесса, снижение творческой составляющей Трудно находить новых сотрудников с хорошим потенциалом Демографический кризис Кризис образования Кризис мотивации и завышенные ожидания
Кризис инноваций В ситуации, когда все крупные компании потребительского сектора проводят много исследований, традиционные подходы не обеспечивают конкурентных преимуществ Это стимулирует запрос на инновации Барьеры для инноваций Лучшие силы отрасли перегружены текущими проектами Спрос на крупномасштабные инновации сконцентрирован на глобальном уровне В отрасли недостаточно интеллектуальной традиции