МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Автор презентации: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Найдите в первой части «Слова…» плач русских жен по своим мужьям. И не по одному козаку взрыдает старая мать, ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси. Не одна останется вдова в Глухове, Немирове, Чернигове и других городах. Будет сердечная выбегать каждый день на базар, хватаясь за всех проходящих, распознавая каждого из них в очи, нет ли между них одного, милейшего всех. Но много пройдет через город всякого войска, и вечно не будет между них одного, милейшего всех. Н. В.Гоголь «Тарас Бульба»
Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать. Ни очами увидать, а золота и серебра в руках не подержать!
На какие три пункта вы разделили третью часть? Как вы их озаглавили? Комментированное чтение третьей части и «славы». Чтение плача Ярославны на древнерусском языке.
Ваши впечатления от звучания плача на древнерусском языке?
К каким силам обращается Ярославна? Почему она обращается к силам природы? Какими словами она описывает ветер, Днепр и солнце? В чем, по вашему мнению, особая выразительность плача Ярославны? Почему его называют «плач- заклинание»? Как вы думаете, близка ли печаль Ярославны современным русским женщинам?
Как вы думаете, почему автор создает сцену разговора Игоря с рекой Донцом?
Как называется основной принцип композиции «Слова…»? Какие жанры мы встречаем в «Слове…»? Как вы думаете, что объединяет такие разнорподные по содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое? Как вы думаете, какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста?
Задание: выписать из текста «Слова…» рефрены в порядке их следования. I. Зачин. II. Основная часть. Первая часть. «…Ища себе чести, а князю славы». «О Русская земля! Уже за холмом ты!» «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, князю - славы» «О Русская земля! Уже за холмом ты!» Продолжить работу самостоятельно
Выучить наизусть отрывок из «Слова…» Задания по рядам. Выписать из текста «Слова…»: 1. Названия городов, рек, народов и стран (уметь показать их на карте). 2. Явления природы, названия растений, животных и птиц. 3. Имена языческих божеств, название людей по роду занятий, по возрасту, по полу и т.д.
О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М. «Экзамен» О.Г.Черных. Практикум по литературе. 9 класс. М. «ВАКО»