«М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Создание сатирического образа и социальная острота проблематики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
185 лет Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол.
Advertisements

У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
Сказка Как 2 генерала оказались на острове? 1. в результате кораблекрушения 2. по щучьему велению 3. с помощью волшебника 4. прилетели на ковре- самолёте.
Литературная викторина по сказкам М.Е.Салтыкова- Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Чувашева С.В., учитель русского языка.
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
Вопрос 1. Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1) В результате кораблекрушения 2) По щучьему велению, по моему хотению 3) С помощью волшебника.
МОУ Томинская СОШ Чуйдук Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы I категории. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух.
Кто хочет стать пятионером?... Литературная игра по сказкам М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий.
Кто знает сказки Салтыкова-Щедрина? А. В результате кораблекрушения В. По щучьему велению, по моему хотению С. С помощью волшебника D. Прилетели на ковре-самолёте.
Урок литературы. Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Презентацию подготовила ученица 10 класса «А» МБОУ СОШ 6 им. И.Т.Сидоренко Замковая Валерия.
«В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве»
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
Сказки Салтыкова - Щедрина Игра для учащихся 7 класса.
Реальное и вымышленное в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Выполнил ученик 8 класса МКОУ СОШ с.Андреевка.
Работу выполнила Терелова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея « Созвездие » 131.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Выполнил: ученик 7 «Б» класса Ямбушев Радик. В своих произведениях наказывал зло, жестокость, предательство, глупость.
первое знакомство с личностью великого сатирика формирование понятия социально- политическая сатира продолжение обучения анализу художественного текста.
Транксрипт:

«М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Создание сатирического образа и социальная острота проблематики.

Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1. В результате кораблекрушения 2. По щучьему велению, по моему хотению 3. С помощью волшебника 4. Прилетели на ковре-самолете.

В чем мужик варил суп? 1. В котелке 2. В пригоршне 3. В кокосовой скорлупке 4. В чане.

Какую газету читали генералы на необитаемом острове? 1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение» 4. «Вестник Москвы».

Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного хлеба 4. По его крикам.

Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4 Извозчиком.

В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из лески.

Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль.

Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели. 4. Он остался сам.

Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди А.П.Чехов

Повторим! Сатира – это … 1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений; 2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; 3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 год)

Проблемный вопрос… Можно ли « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » отнести к жанру сказки?

Что такое сказка? Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Задание ! Найдите в « Повести …» сказочные выражения (например, Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове). В чем их роль?

Сказочные выражения… Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды … Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало! · Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

1. служат поговорками 2. часто сопровождают волшебство 3. несут иронический смысл. В сказках у Салтыкова-Щедрина эти выражения (сказочные формулы):

Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет? Почему местом действия выбран необитаемый остров? В чем особенность текстов в найденной генералами газете? Чем отличается поведение мужика от поведения генералов? Почему он не наелся сам, хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?» и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? Вопрос!

Кто является главными героями?

Сравнительно - сопоставительная характеристика героев генералы мужик Внешний облик в ночных рубашках, на шее по ордену громаднейший мужчина Отношение к труду жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни трудолюбивый, ловкий, находчивый Умственные способности «…ничего не понимали», слов никаких не знали догадливый, умный Отношение к другим людям легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

Вопрос! Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения? Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем?

Запомним! Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь С.И.Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства.

Подумаем! Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Чем генералы наградили мужика? Прокомментируйте концовку сказки. Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Домашнее задание Составить подробный цитатный план сказки.

Спасибо за внимание!!!

Над презентацией работали: Озорнина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 58» город Камышлов, Цепелева Светлана Николаевна, студентка 5 курса специальность «русский язык и литература» Камышловского педагогического колледжа.