Простые, сложные и составные числительные. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 ЗАТО г. Фокино Приморский край Балакирева Татьяна Анатольевна
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. В. Суслов. Без грамматики не выучишь и математики
Орфоэпическая работа 60 – 15 = = : 4 =25 90 – 40 = 50 Этимологический анализ: 50 – это 5 десятььков, мягкость последнего согласного первого корня сохраняется и обозначается с помощью «Ь»
Мягкий знак на конце и в середине числительных От 5 до 20, 30 - «Ь» на конце 15, 16, , 19 - без «Ь» в середине От 50 до 80 От 500 до с «Ь» в середине
Закрепление материала 1). Запишите цифры словами. 9, 777, 568, , 20, 60,89,16,58,30,615 2) Составьте и запишите 5 словосочетаний, используя записанные числительные и существительные: неделя. декада, квартал, минута. секунда.
Подумай В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных чисел. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 10 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б. Шестиклассник от нечего делать стал читать все записи вслух. Добравшись до пункта Б и сделав там все, что было нужно, мальчик пошел обратно. Спрашивается: сколько сложных числительных он назвал? А если бы ему пришлось записать все эти числительные словами, то сколько бы раз была написана буква «Ь»?
Запишите числительные в две колонки: 1) с разделительным «Ь»; 2) с «Ь» для обозначения мягкости согласного. Одиннадцат(?)ю (помощники), шест(?)десятьь (территории), пят(?)юдесятьь(?)ю (группы),вос(?)м(?)ю (ровесники), девять(?)сот (делегаты), сем(?)стами (килограммы), восемь(?)десятьь (телеграммы).
Проверим себя 1) Одиннадцатью помощниками, пятьюдесятььью группами, восемьью ровесниками, семьюстами килограммами. 2) Шестьдесятьь территорий, восьмью ровесниками, девятььсот делегатов, восемььдесятьь телеграмм. -Какое числительное следовало вписать в обе колонки? Почему?
Это интересно Старинные меры длины Ступня - фут =31 см Большой палец – дюйм = 25 см Ярд = 91 см – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Верста = от 500 до 750 саженей Пядь = см – расстояние между концами растянутых пальцев большого и указательного.
Подведем итоги Что вы узнали нового? Чему научились? Что показалось интересным?
Домашнее задание Упр. 405, п. 109.