Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии Яркин Евгений Валентинович, д.э.н. Президент МАРЭК Научный руководитель Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Заслуженный экономист Российской Федерации
2 Сбыт и инфраструктура Как сегодня формируется цена на электроэнергию для потребителя? Генерация: Оптовый рынок с маржинальным ценообразованием 100% оплата мощности Передача: «Котловой» тариф Долгосрочное регулирование (в т.ч. RAB)
3 Какие задачи были поставлены при реформировании? «…Успешное проведение реформы зависит от решения следующих задач: … создание конкурентных рынков э/э и мощности; стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики; создание эффективного механизма снижения издержек; создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей; ликвидация перекрестного субсидирования…» Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»: Обеспечение возможности покупки электроэнергии субъектами предпринимательской деятельности в необходимых количествах и на условиях, позволяющих реализовать эффективную предпринимательскую инициативу. Создание инфраструктуры, обеспечивающей предпосылки развития территорий и отраслей экономики. Это в определенной мере выполнено для крупных промышленных потребителей. Для мелкого и среднего бизнеса рост тарифов оказался чрезмерным. Не обеспечивается. Условия реформирования:
4 «Плюсы» и «минусы» реформы для потребителя: Созданы генерирующие компании Произошло разделение видов деятельности - обеспечена «прозрачность» бизнеса Конкурентный рынок мощности фактически не действует (в 26 из 29 ЗСП введены предельные ценовые ограничения на мощность) Ценовые сигналы заставляют потребителя задумываться о мероприятиях по энергосбережению Конкурентный рынок: Снижение издержек: Цена на рынке электроэнергии определяется по принципу маржинального ценообразования – не в полной мере используется потенциал по оптимизации работы ЕЭС Серьезного повышения экономичности производства электроэнергии не происходит!
5 Стоит ли ждать снижения цен? Износ фондов Рост цен на топливо Ликвидация «последней мили» Государственная политика (правила рынков, тарифная политика, в т.ч. ликвидация перекрестного субсидирования) Энергоэффективность у потребителя (снижение потребления) Энергоэффективность у производителя Рост потребления Уровень цены на электроэнергию ? ? Факторы снижения: Факторы роста:
6 Что делать потребителю в этих условиях? 1.Инвестиции в энергосбережение 2.Работа по оптимизации цены, в т.ч.: Планирование электропотребления Выбор тарифа, оптимального с учетом объема и режима электропотребления Работа с энергосбытами: свободные договора, заключение договоров на более выгодных условиях 3.Защита энергозатрат в тарифах 6
7 Как смотрит на ситуацию регулятор? 7 «Рост платежей граждан за коммунальные услуги серьезным образом превысил разумный предел» «Рост реальных доходов населения должен опережать рост всевозможных тарифов и сборов» «Жалобы на низкие тарифы не принимаются. Резервы для содержания предприятий ЖКХ и инфраструктуры - в повышении эффективности их работы, они огромны» «Сфера ЖКХ – это, прежде всего, ответственность регионов и муниципалитетов»
8 Защита энергозатрат в тарифах – акцент на эффективности Количество регионовРасчетный срок окупаемости мероприятий по энергосбережению* Взгляд регулятора 10 регионовМенее 1-го года Приветствует (не требует финансирования за счет тарифов) 52 регионаОт 1-го до 5 лет Эффективная программа энергосбережения 10 регионовОт 5-ти до 10 лет ??? 8 регионовСвыше 10 лет Зачем нужны такие мероприятия? 2 регионаМероприятия финансируются, экономии нет Всего по водоснабжению по РФ 4,9 лет Потенциал энергосбережения существует! * Отношение затрат на мероприятия по энергосбережению к эффекту от их реализации (отчет Росстата по водоснабжению в сумме за гг.)