5 класс МОУ Воротынская СОШ Воротынец-2008 Учитель математики Кускова И.А.
Давным-давно в Древней Греции, для того чтобы умножать числа, люди использовали счёт на камушках. Они рисовали многоугольники, выкладывали их стороны из камней и подсчитывали их число. В результате этого появились числа называемые квадратными и кубическими. С помощью такого метода можно вычислить площади и объём любой фигуры, а так же решать практические задачи на нахождение объёма воды в любом бассейне. В наше время не используют метод древних греков, так как он трудоёмкий и занимает много времени, для этого используют понятие и способы действий, которые вам необходимо сегодня внимательно изучить, осмыслить и закрепить на уроке.
ВАРИАНТ 1 1*1 2*2 3*3 4*4 6*6*6 7*7*7 0*0*0 ВАРИАНТ 2 1*1*1 2*2*2 3*3*3 4*4*4 6*6 7*7 0*0
а) x · x = 25;б) y · y =81;в) a · a =1;г) b · b · b =0. Ответы: а) х=5; б) y=9; в) а=1; г) b=0
Каким действием можно заменить сложение? = =2*6 Что показывает число 2? Что показывает число 6? Как вы думаете, можно ли произведение 2*2*2*2*2*2 записать короче? 2*2*2*2*2*2=
Стр. 137 до таблицы Стр. 138 со второго абзаца до таблицы Расскажи соседу по парте о том, что узнал.
Произведение n и n называют квадратом числа записывают
1. 5*5= 2. 6*6= 3. 10*10= 4. 16*16= 5. 25*25=
Произведение n, n и n называют кубом числа записывают
1. 2*2*2= 2. 4*4*4= 3. 11*11*11= 4. 26*26*26= 5. 99*99*99=
СТЕПЕНЬ ЧИСЛА a n – степень a – основание степени n – показатель степени = а*а*а*…*а anan n раз
ПРИМЕР: 8 3 – степень 8 – основание степени 3 – показатель степени 8 3 = 8 * 8 * 8 = * 5 2 = 10 * 25 = 250 ( 10 * 5 ) 2 = 50 2 = 2500
12*12*12*12*12= 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5*5=
1. Если в выражении нет скобок и оно содержит действия только одной ступени, то их выполняют по порядку слева направо. 2. Если выражение содержит действия первой и второй ступени и в нем нет скобок, то сначала выполняют действия второй ступени, потом - действия первой ступени. 3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2).
Если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел, то их значение вычисляют до выполнения остальных действий. 2 3 = 4 27 = 108
Тест. Заполни пропуски. Выражение вида______ называется степенью, где ____________- это основание степени, а _____________- это показатель степени. Основание степени – это _____________________________, а показатель равен __________________________________. Примеры: 1. В выражении 6 4 число __________ основание степени, число ___________________ - показатель степени. 2. У степени _____________ основание равно 2, а показатель равен 5.
п. 16, учить определения, учить таблицу квадратов
«Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…»