Научно - техническая революция Урок географии в 10 классе. Учитель Кузнецова Е. Ф. МБОУ Опалиховская гимназия Кузнецова Е. Ф.
Образовательные задачи урока 1. Усвоение сути НТР и её роли в развитии общества Выявить характерные черты НТР и её составные части. Кузнецова Е. Ф.
Цель урока: b усвоение сути НТР и её роли в развитии общества Кузнецова Е. Ф.
Сформулируйте определение понятия «НТР» Понятие + Что это? = Существенные признаки Кузнецова Е. Ф.
Научно - техническая революция b Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества. Кузнецова Е. Ф.
Значение НТР: b НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека b Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР Кузнецова Е. Ф.
Характерные черты и составные части НТР Характерные черты НТР Составные части Кузнецова Е. Ф.
Черты НТР b Универсальность b Ускорение Ускорение b Рост требований к квалификации работников b Военно - технический характер Кузнецова Е. Ф.
Универсальность и всеохватность Преобразует все отрасли и сферы деятельности человека: сферы деятельности человека: -Характер труда; -Быт человека; -Культуру; -Психологию людей. Преобразует все отрасли и сферы деятельности человека: сферы деятельности человека: -Характер труда; -Быт человека; -Культуру; -Психологию людей. Символы современной НТР: ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV Кузнецова Е. Ф.
Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований 1. Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство 2. Быстрый моральный износ продукции 3. Постоянное обновление продукции Кузнецова Е. Ф.
Время внедрения открытий Кузнецова Е. Ф.
Интеллектуализация Интеллектуализация Возросли требования к уровню квалификации Трудовых ресурсов Возросли требования к уровню квалификации Трудовых ресурсов Во всех сферах деятельности Человека возросла доля умственного труда Кузнецова Е. Ф.
Структура НТР НТР Наука: а) комплекс знаний б) сфера деятельности Техника и технология Производство Управление Кузнецова Е. Ф.
Наука Наука Рост наукоёмкости Система знаний знаний Система Вид труда Человеческойдеятельности Человеческойдеятельности Функциинауки Функциинауки Познавательно-теоретическая Познавательно-теоретическая Прикладная(конструктивная) Культурно-просветительская Культурно-просветительская Кузнецова Е. Ф.
Наука b 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники b Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек b Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%. b Возникновение технополисов. b Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей. Кузнецова Е. Ф.
Расходы на науку Кузнецова Е. Ф.
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА РЕГИОНЫ РЕГИОНЫ В % ОТ ВВП В % ОТ ВВП ДОЛЯ В МИРЕ, % ДОЛЯ В МИРЕ, % МИР1,4100 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 2,287 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 0,513 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 2,538 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА 1,828 ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ 0,827 СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 0,83,3 ЮЖНАЯ АМЕРИКА 0,32 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 1,31,2 АФРИКА0,30,5 Кузнецова Е. Ф.
РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП ( г) ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5% США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2- 2,5% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2% КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5- 1% КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ < 0.5% РОССИЯ РОССИЯ, ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО Кузнецова Е. Ф.
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС г. Кузнецова Е. Ф.
СТРАНЫСПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ США1254 ФИНЛЯНДИЯ295 ФРГ374 ШВЕЙЦАРИЯ447 ЯПОНИЯ529 ИЗРАИЛЬ628 ШВЕЦИЯ716 ФРАНЦИЯ814 ДАНИЯ914 НИДЕРЛАНДЫ1013 Кузнецова Е. Ф.
Технопарки м технополисы b В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство. b Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию. b Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию. Кузнецова Е. Ф.
Технополисы Технополисы b Первые имеют в своём составе вузы и научно- исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например, Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири. b Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача освоение выпуска опытной продукции малыми сериями. b Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле). Кузнецова Е. Ф.
Технопарки и технополисы в США Кузнецова Е. Ф.
b Родина технополисов Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов. Кузнецова Е. Ф.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - Внедрение открытий Кузнецова Е. Ф.
Эволюционный путь Кузнецова Е. Ф.
Революционный путь Кузнецова Е. Ф.
Техника и технология b Эволюцион- ный путь: дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии b Революцион- ный путь: переход к принципиально новой технике и технологии Кузнецова Е. Ф.
Новые технологии В машиностроении: электрохимический, плазменный, ультразвуковой и др. способы обработки металлов В металлургии: внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали В связи: стекловолоконная связь, телефаксы, электронная связь, сотовая связь Кузнецова Е. Ф.
Какие функции выполняют техника и технология? b Трудосберегающая b Ресурсосберегающая b Природоохранная Кузнецова Е. Ф.
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу. Кузнецова Е. Ф.
Производство: 6 направлений Электронизация Комплексная автоматизация Перестройка энергетического хозяйства Производство новых материалов Ускоренное развитие биотехнологии Космизация Кузнецова Е. Ф.
Главные направления развития производства в эпоху НТР 1. Электронизация насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно- вычислительной техники; 2. Комплексная автоматизация развитие роботостроения; 3. Перестройка энергетического хозяйства более широкое использование новых источников энергии; 4. Производство новых материалов возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов; 5. Ускоренное развитие биотехнологии; 6. Космизация развитие аэрокосмической промышленности. Кузнецова Е. Ф.
1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ Кузнецова Е. Ф.
3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА Кузнецова Е. Ф.
Структура топливно – энергетического баланса 1 – уголь 2 – нефть 3 – природный газ 4 – гидроэнергия 5 – дрова 5 – атомная энергия 6 – новые источники Кузнецова Е. Ф.
Световоды –для оптико-волоконной связи Кузнецова Е. Ф.
Приведите примеры конструкционных материалов Кузнецова Е. Ф.
5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ Кузнецова Е. Ф.
6. КОСМИЗАЦИЯ Кузнецова Е. Ф.
Управление b b Информатизация b b Геоинформатика b b Геоинформационные системы b b Кибернетика Кузнецова Е. Ф.
Домашнее задание b Тема 4, п. 1 b Привести примеры проявлений НТР (последние научные открытия, изобретения) Кузнецова Е. Ф.
Список использованных источников: b b b Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 b htm htm b php php b Диск «Образовательная коллекция 1С. География. 10 класс». Данный материал ранее не публиковался. Кузнецова Е. Ф.