ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЛЬЯНОВА Н.Н. МКОУ «ВЕРХ-ЖИЛИНСКАЯ ООШ» «

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
Advertisements

Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Кочетова Н.А. МКОУ «Верх-Жилинская ООШ». М.В. Ломоносов ( гг.) «обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, минералог, художник и.
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Михаил Васильевич Ломоносов д. Мишанинская 6/19 ноября 1711 г.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова Выполнила: ученица 7 «Б» класса МОУ СОШ 6 Гордеева Юлия. Руководитель проекта: Е.В.Долгова.
Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
М.В.Ломоносов ( ) «Отец новой русской литературы», создатель русского литературного языка.
Силлабическое (слоговое) стихосложение О коль ве – ли – ю ра – дость // аз есмь об – ре – тох Ку – пи – до Ве – не – ри – ну // ми – лость при – не –
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Если внимательно посмотреть назад, то станет ясным, что многие краеугольные камни нашей жизни были заложены… именно Михаилом Ломоносовым. С. И. Вавилов,
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ Конспект урока литературы в 9 классе (базовый уровень) по творчеству М.В.Ломоносова Составила: Зайцева Ирина Николаевна, учитель русского.
« Вклад М. В Ломоносова в русский язык и литературу »
Михаил Васильевич Ломоносов. «Хотя голова моя много и зачинает, да руки одни» М. В. Ломоносов.
а) Есть науки древние, возраст которых измеряется даже не веками, а тысячелетиями: Медицина, астрономия, геометрия- их возраст три тысячи лет. б) Есть.
«О великий, могучий русский язык!» Выполнила: Ташкентский Государственный Педагогический Университет имени Низами Факультет: Педагогики и психологии Группа.
Транксрипт:

ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЛЬЯНОВА Н.Н. МКОУ «ВЕРХ-ЖИЛИНСКАЯ ООШ» «

Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой. Очень важное значение имеют труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами он произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.

Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В предисловии к «Российской грамматике» он писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Но ученый не мог не видеть, что русский язык в то время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими церковнославянскими словами. Ломоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой работе он пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском народном языках.

В 1757 году в рассуждении «О пользе книг церковных» Ломоносов излагает свое учение о «трех штилях». Он говорит, что в русском языке «есть три рода речений», то есть три рода слов ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ»

ТЕОРИЯ «ТРЁХ ШТИЛЕЙ» «высокий»«средний»«низкий» Церковно-славянские слова и русские Русские слова с примесью церковно- славянских Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских Героические поэмы, оды, трагедии Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии Комедии, эпиграммы, песни, басни

ЖАНРОВО – СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА. РАЗРЯДЫ СЛОВ. СТАРОСЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ ОБЩИЕ СТАРОСЛАВЯНСКИЕ МАЛОПОНЯТНЫЕ, МАЛОУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ РУССКИЕ РАЗГОВОРНЫЕ «ШТИЛИ» ВЫСОКИЙСРЕДНИ Й НИЗКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ, ОДЫ САТИРЫ, НАУЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, СТИХОТВОРЕНИЯ КОМЕДИИ, ПЕСНИ, БАСНИ, ЭПИГРАММЫ.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа стихосложения, которую он ввел. РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Российская грамматика М.В. Ломоносова

В 1735 году поэт В.Тредиаковский опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка. В стихотворной строке при таком стихосложении выдерживалось одинаковое число словов (чаще всего 13) с паузой посередине строки и обязательным ударением на предпоследнем слоге. Другие ударения располагались свободно. Отсутствие закономерности в чередовании ударных и безударных словов приводило к тому, что стихи мало чем отличались от прозы.

Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским. Он разработал систему силлабо-тонического, или слово-ударного, стихосложения. Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двух- и трехсложных стоп. Самым подходящим размером он считал ямб. Прогрессивность силлабо-тонического принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.

ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ… Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так : С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом….

Ломоносовым было написано более 20 од. Самые известные из них « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

ОДА – (ОТ ГРЕЧ. ODE –ПЕСНЬ) – ТОРЖЕСТВЕННОЕ СТИХОТВОРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Торжественные хвалебные оды Ломоносова становятся неотъемлемою принадлежностью официальных торжеств. Елизавета жалует Ломоносова исключительно за его поэтические заслуги. О Ломоносове-учёном она не имеет представления. В 1748 году Она пожаловала сочинителю две тысячи рублей, которые были привезены на двух возах. В то время двадцать пять рублей весили два пуда. В своих одах Ломоносов неустанно ратует за развитие науки в отечестве и просвещение русского народа. Лозунги, выдвигаемые Ломоносовым, до известной степени обязывали правительство с ними считаться.

18 ИСТОЧНИКИ 1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» История России для детей и взрослых. Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев. Белый Город. Москва, История России. Конец XVI – XVIII век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008 Интернет-ресурсы http//ru.wikipedia.org/wiki 7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/