1 Урок русского языка в 8 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Б. Челышева «Он был «един и многолик»… Ларикова Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» Новомосковск, 2010
2 Цели урока Продолжить формирование следующих коммуникативно-речевых умений: - Умение отбирать в исходном тексте основное и существенное; - Умение сокращать текст разными способами; - Умение правильно и логично излагать свои мысли; - Умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3 Способы сжатия текста 1) Упрощение (замены): замена однородных членов обобщающим наименованием; замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; замена сложноподчиненного предложения простым; 2) Исключения: исключение повторов; исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; исключение одного или нескольких синонимов; 3) Обобщение (слияние нескольких предложений в одно).
4 Вспомним на практике способы сжатия 1. Упрощение И Куприн наравне со всеми тянул сети, И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. И Куприн работал наравне со всеми. (замена однородных членов обобщающим наименованием)
5 Вспомним на практике способы сжатия 2. Исключение Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. (исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение)
6 Вспомним на практике способы сжатия 3. Обобщение (слияние) и исключение. Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, но не стареют лишь его книги. Годы проходят, но не стареют книги писателя.
7 Памятка «Как писать сжатое изложение» 1. Определите тему текста ( о чём текст?). 2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). 3. Определите стиль текста и тип речи. 4. Определите особенности построения текста: - в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; - в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; - в описании – предмет речи и его значимые признаки; - в описании – предмет речи и его значимые признаки; - в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. - в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. 5. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части.
8 Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте). Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте). Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы). Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы). Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста. Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста. Записать полученные предложения. Записать полученные предложения.
9 «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным –, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным –, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это совмещалось в одном лице – совмещалось в одном лице – художником слова рабочее воинство Он был «един и многолик». писателе Куприне
10 Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?! Всё было значительно проще: он был очень любопытным и Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?! Всё было значительно проще: он был очень любопытным и. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. Когда Александр Иванович решил поступить в, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. Когда Александр Иванович решил поступить в, ему устроили экзамен: испытали силу и ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса., ему устроили экзамен: испытали силу и ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. изучить все ремёсла любознательным человеком профессия оставляет на человеке свой отпечаток рыболовецкую артель
11 Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. : ничто не даёт такой, как близкое знакомство с. Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. : ничто не даёт такой, как близкое знакомство с., а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию., а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию. Он был убеждён богатый материал простым людом Непосредственное участие в труде фактом творчества
12 не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради или писать в таких условиях, в которой иной литератор не составил бы и двух фраз. Иногда Куприн, бросал на половине. Если убеждался, что не даются ему точные слова. Он, отчеканивал фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – все записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. или писать в таких условиях, в которой иной литератор не составил бы и двух фраз. Иногда Куприн, бросал на половине. Если убеждался, что не даются ему точные слова. Он, отчеканивал фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – все записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. Бурный темперамент резко охладевал к работе вдруг прерывал работу трудился как мастер-ювелир случайно встретившегося «интересного» человека
13 Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
14 Определяем микротемы текста 1. А.И. Куприн был «един и многолик». Един потому, что был замечательным писателем, многолик потому, что что за свою жизнь успел перепробовать множество рабочих профессий. 2. Любопытство и любознательность писателя, желание познакомиться поближе с людьми труда заставляли писателя осваивать новые профессии. 3. Основой творчества, по мнению Куприна, является непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны. 4. А.И. Куприн оттачивал каждую фразу. Записывал и сохранял меткие слова, афоризмы, художественные детали. 5. Книги А.И. Куприна не стареют.
15 Вариант сжатого изложения Куприн был «един и многолик». «Един» потому, что был неповторимым художником слова, «многолик» потому, что был ещё и грузчиком, и рыбаком, и певцом в хоре. И все это «рабочее воинство» совмещалось в писателе Куприне. Куприн был «един и многолик». «Един» потому, что был неповторимым художником слова, «многолик» потому, что был ещё и грузчиком, и рыбаком, и певцом в хоре. И все это «рабочее воинство» совмещалось в писателе Куприне. Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные? Куприн был очень любознательным человеком. Любопытны были для него и новый труд, и новые люди. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает его непохожим на других. Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные? Куприн был очень любознательным человеком. Любопытны были для него и новый труд, и новые люди. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает его непохожим на других. Куприн был убежден, что самый богатый материал для писателя дает общение именно с простыми людьми. Непосредственное участие в труде стало для Куприна той почвой, которая питала его фантазию. Куприн был убежден, что самый богатый материал для писателя дает общение именно с простыми людьми. Непосредственное участие в труде стало для Куприна той почвой, которая питала его фантазию. Писатель не мог подолгу заниматься литературным трудом. Он прерывал работу внезапно, например, ради случайного «интересного человека» или если сразу не давались точные слова. Он трудился над фразой как мастер-ювелир. Писатель не мог подолгу заниматься литературным трудом. Он прерывал работу внезапно, например, ради случайного «интересного человека» или если сразу не давались точные слова. Он трудился над фразой как мастер-ювелир. Годы проходят, а книги Куприна остаются с нами. Годы проходят, а книги Куприна остаются с нами.