Специфика проектной деятельности младших школьников. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
Цель проектного метода обучения: Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта. Развить у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения (темы проектов близкие к с содержанию учебных предметов); Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (проблема – знакома и значима); Ясность учебных целей по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями (целенаправленное приобретение и применение знаний, необходимых в проекте); Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; Структурирование содержательной части проекта; Использование разных форм, приемов и методов деятельности в процессе проектирования.
Типы проектов: Исследовательские (генерировать идеи и выбирать самое лучшее); Творческие; Ролевые, игровые; Ознакомительно-ориентировочные (информационные); Практико-ориентированные (прикладные);
Выполнение проекта предусматривает несколько этапов: Выбор темы проекта; Выдвижение первоначальных идей; Выбор лучшей идеи; Планирование проектной деятельности; Оценка и самооценка проекта; Презентация проекта.
Действия учителя при реализации проектного метода: Помогает ученикам определить цель деятельности; Рекомендует источники получения информации; Раскрывает возможные формы деятельности; Содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; Создает условия для активности школьника; Является партнером; Помогает ученику оценить полученный результат.
Действия ученика можно охарактеризовать так: Определяет цель своей деятельности; Открывает новые знания; Экспериментирует; Выбирает пути решения возникающих проблем; Несёт ответственность за свою деятельность.
Действия родителей: Консультируют; Отслеживают выполнение плана; Принимают участие в редактировании текста; Помогают в оформлении материалов для презентации; Участвуют в подготовке презентации; Обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Формы представления детских проектов: Сценарии праздников и инсценировка по сказке; Макеты; Книга рецептов; Рисунки и схемы; Коллаж; Стенгазета; Книжка-малышка; Поделки-сувениры из разных материалов; Панно; Конкурс рисунков; Викторины; Кроссворды; Плакаты; Фотоальбомы; Выступления на научно-практических конференциях; Мультимедиа презентации и т.д.