Развитие фонематического слуха Подготовила: С.А.Барыкина, учитель начальных классов, учитель- логопед МОУ «Средняя школа 8»
План выстопления: Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений учителя начальных классов могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 1. Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. 2. Выработка орфографических навыков. 3. Овладение чтением. 4. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 1. Смешение звуков: звонкие- глухие (плакала – плакала); свистящие – шипящие (чаши – часы); твердые – мягкие (ягоды – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты (цветы – цветы).
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушники – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (день – день, межу – между, ласточка – ласточка).
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 5. Замена звуков (табака – собака, идут – идёт). 6. Недописывание слов (мышка – мышкаа).
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь (васильки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.
Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстокивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши
Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»
Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»
Игра «Верно - неверно» бегемот –бегемот – дигимот – бегемот – гибидот.
Уровень 4 – различение слогов 1.Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сто – сто. 2. Игры с кубиком. 3. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС. 4. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.
Уровень 5 – различение звуков 1.Звукоподражание. Комар звенит: з – з – з Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.
Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание Больной показывает горло врачу: а – а – а. Воющий волк: у – у – у. 2. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.
3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. 4. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у. 5. Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.
Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта
Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.
Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»
Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.
1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. Кот, окно, сок 2. Подобрать слова с определенным количеством звуков. 3. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех; в конце: бок – бокс, вол – волк. 4. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк 5. Слово – загадка к…. 6. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. 7. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.
1. Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом. Развивая