Система работы школы с одаренными и талантливыми детьми Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень
что значит для родителей и общества хорошая школа? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в неурочное время. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в неурочное время.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Цель программы: Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности Цель программы: Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности Задачи: Задачи: Создание системы внеурочной работы с учащимися. Создание системы внеурочной работы с учащимися. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Организация системы исследовательской работы учащихся. Организация системы исследовательской работы учащихся.
учебный год – проектировочный Цель: Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: Задачи: Изучение нормативной базы, подзаконных актов. Изучение нормативной базы, подзаконных актов. Разработка программы работы с одаренными учащимися. Разработка программы работы с одаренными учащимися. Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
учебный год – экспериментальный Цель: Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися. Апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи: Задачи: Диагностика склонностей учащихся. Диагностика склонностей учащихся. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. Повышение квалификации педагогов. Повышение квалификации педагогов.
, учебные годы – переход в режим функционирования Цель: Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи: Задачи: Анализ итогов реализации программы. Анализ итогов реализации программы. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. Обобщение результатов работы школы. Обобщение результатов работы школы.
Кадровое обеспечение программы Кадровое обеспечение программы группа функции состав Административно- координационная Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. Заместитель директора по УВР Консультативная, Научно- методическая Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. Куратор программы, Заместитель директора по УВР Педагоги школы Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся Классные руководители, Учителя - предметники Педагоги - предметники Специалисты, сотрудничающие со школой Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы и города. Представительство ИРРО Методисты ГМЦ Школьный психолог Методисты городских центров дополнительного образования
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе Направление деятельности Содержание Информационное обеспечение 1. Нормативно-правовое обеспечение: О проведении школьного тура предметных олимпиад О проведении предметной недели (декады) О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, иллюстрированных отчетов. Организационно-методическое обеспечение 1. Создание рабочей группы по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров и курсовую подготовку. 3. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 4. Мониторинг работы системы.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи Индивидуальные и групповые занятия Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Ученическая конференция Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. Предметная неделя (декада) Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. Проект «Будущее России» Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Организация исследовательской работы учащихся в школе 1 – 4 классы Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся Формы: Урок. Внеклассная работа. Индивидуальные и групповые занятия 5 – 7 классы Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Индивидуальные и групповые занятия классы Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. Формы: Урок. Внеклассная работа. Индивидуальные и групповые занятия Предметные недели. Олимпиады. НПК Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы). 10 – 11 классы Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков Формы: Урок. Внеклассная работа. Индивидуальные и групповые занятия Предметные недели. Олимпиады. НПК Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
План реализации программы Этап Мероприятия программы учебный год Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов Участие в городском туре предметных олимпиад. Описание системы работы с одаренными и талантливыми учащимися. Организация деятельности проекта «Будущее России» Разработка Программы "Одаренные дети". Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях учебный год Составление плана работы на учебный год Изучение интересов и склонностей обучающихся Анкетирование, собеседование, составление банка данных Школьные олимпиады Распределение учащихся по секциям Индивидуальные консультации педагогов с участниками проекта Подбор заданий повышенной сложности для одаренных детей Занятие «Архивные документы, справочники, словари, энциклопедии – главный источник информации для исследования» Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Школьный интеллектуальный марафон Обучение учащихся навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития. Тренинговые занятия Школьная НПК Выпуск тематического сборника работ, представленных к НПК 2010 – 2011 учебный год Диагностика склонностей учащихся. Организация деятельности проекта «Будущее России» Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций – 2012 учебный год Диагностика склонностей учащихся. Организация деятельности проекта «Будущее России» Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работы школы.
Свердловская область г. Каменск – Уральский Абрамова С.Г.