Творческая работа по литературе ученицы 7 б класса Луниной Екатерины. Учитель: Привезенцева Елена Николаевна МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального района Московской области
Мне дорог смуглый профиль Ваш И Ваш блестящий карандаш, Летящий по листам страниц, Где буквы – стаи черных птиц… Привезенцева Маша, выпускница Радужненской СОШ
Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворённости написанным. Они почти никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в этом их особая ценность. Выявляя неожиданные ассоциации, они позволяют проникнуть в ту мысль, образ, чувство поэта, которые, не выразившись в словах, остались запёчатлёнными в рисунке.
Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты поэта. Несмотря на беглость и эскизность, а также на свойственную большинству из них шаржированность, утрировку, они удивительно живы и выразительны. Пушкин изображает себя по-разному: с кудрями (каким был в юности) и лысым (каким никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке.
Кого не встретишь в портретной галерее, созданной поэтом: декабристы и герои Великой Французской революции, сановники и императоры, писатели, поэты и актёры, друзья и недруги, любимые женщины...
Рисунки исполнены карандашом или пером. Они не предназначались для чужого взгляда: то были мысли «тайны письмена», своеобразный графический дневник поэта. Многочисленные рисунки, вероятно, появлялись, когда наступала «творческая пауза» или появлялась, уводящая в сторону мысль, которую поэт спешил зафиксировать в рисунке. Рисование стало неотъемлемой частью творческого труда поэта.
А на этом рисунке няня поэта, Арина Родионовна. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня..
Пушкин учился рисованию только в Лицее. Впоследствии он никогда не рисовал с натуры, а только по памяти. Дилетантская графика Пушкина поражает своим совершенством. Рисункам поэта присуща легкость и непринужденность, веселая карикатурность и лиризм, острая характерность запечатленных лиц современников и точность, реальность движения.
Пушкин не был живописцем. Ни маслом, ни акварелью он не писал. Он рисовал. Рисовал в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков, рисовал во время бесед с друзьями. Рисовал тем, чем писал стихи: карандашом, гусиным пером. Но его руку, вероятно, раздражало это сухое, неподвижное орудие, и поэт вернулся к гусиным перьям.
Поэт рисовал только по памяти. Но у него был меткий взгляд и острая память. Глядя на рисунки Пушкина, мы можем почувствовать отношение самого художника к изображаемому.
Есть у Пушкина наброски, ближе других стоящие к понятию «иллюстрации». Таково изображение Татьяны. Она сидит на постели, поджав ноги, подперев голову рукой. Спутанные волосы скрывают ее лицо. Татьяна то вздохнет, то охнет… …………………………………………………. К плечу головушка склонилась. Сорочка легкая спустилась С ее прелестного плеча. Рожденный вместе со стихами, в горячке творчества, рисунок этот необыкновенно лирично передает образ любимой героини поэта.
Замечательно красив лист с четырьмя маленькими горными пейзажами. Ритмически разместились они между черновыми стихами, посвященными картинам Дарьяльского ущелья. В одном из пейзажей Пушкин передает порыв ветра – рисует деревья, которые «буря долу гнула»
Особенная хороша птица на зачеркнутом заглавии «Истории села Горюхина», к которому она никакого отношения не имеет. Это какая-то царь-птица в рисунках Пушкина – такой смелости, оригинальности, красоты мы еще не видели. Все реалистические соотношения смещены во имя выразительности. Спираль, идущая от голени; упругий изгиб, в котором переливается линия к пальцу; короткий и твердый, чуть изогнутый бросок – коготь; мягкая, широкая, волнообразная линия хвоста и другая, округлая линия – точно сдерживающая эту волну, - эстетическое воздействие их неотразимо.
Пушкин любил определение «быстрый» и не раз пользовался им, характеризуя отличительную особенность чьей-либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом пользуется Пушкин и применительно к художнику: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу». Быстрый карандаш образ, как нельзя больше отвечающий собственной пушкинской манере, одинаково лёгкой, стремительной, летящей как в начер таниях букв, так и в многочисленных зарисовках, постоянно сопутствующих процессу творчества, заполняющих страницы рукописей поэта.