Методика проведения речевых зарядок Алёшина Эльвира Викторовна, учитель – дефектолог слухового кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида, 2009 г.
Речевая зарядка – одна из форм организации работы над произношением
Задачи: закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков; их совершенствование; предупреждение распада усвоенных произносительных навыков; закрепление вновь приобретенных навыков ! Взаимосвязь работы над произношением с развитием слухового восприятия
Содержание речевой зарядки: работа над звуками; работа над голосом; работа над речевым дыханием; работа над нормами орфоэпии; работа над словесным и логическим ударением работа над нормами орфоэпии; Определяется программными требованиями.
Планирование речевых зарядок Дни недели упражнений понедельник 1,3,4 вторник 2,3,5 среда 1,3,4 четверг 2,3,5 пятница 1,3,4 суббота 2,3,5
Отбор материала для речевых зарядок слоги, слова, фразы, связный текст фразы обиходно – разговорной речи термины и предложения, которые усваивают на общеобразовательных уроках ! Соблюдение фонетических позиций, актуальность речевого материала по теме урока (занятия)
Виды работ подражание (с использованием фонетической ритмики); чтение материала с доски или таблицы (плаката); называние картинок и конкретных предметов; составление предложений ответы на вопросы диалоги составление коротких рассказов чтение и рассказывание наизусть текстов, загадок, чистоговорок и т.п. Смена видов речевой деятельности на зарядке - от лёгкого к трудному.
Примерные упражнения Работа над голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением (например, четверг) Губы выдвинуты вперед и округлены. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Есть голос
Упражнение 2 (работа над голосом) умножение сложение множитель окружность 1. Назови слова (термины), которые мы употребляем (говорим) на уроках алгебры, тихим голосом, а слова, которые употребляем на уроках геометрии, громким голосом. 2. Назови кустарники тихим голосом, животных – громким.
Упражнение 3 (работа над речевым дыханием) Сейчас урок алгебры. Какое это предложение? (короткое) Как надо говорить короткие предложения? (на одном выдохе) Дается задание произнести на одном выдохе. При решении примера / сначала / выполняется умножение,/ а затем сложение. Какое это предложение? (длинное) Как надо говорить длинное предложение? (с паузами) Дается задание произнести записанное на доске предложение с паузами.
Упражнение 3 Прочитай предложение, соблюдая все знаки паузы и логического ударения На уроке можно пользоваться / таблицей умножения, / калькулятором, / учебником,/ а на экзамене – нельзя.
Упражнение 5 (работа над логическим и словесным ударением) Учитель ведет диалог, выделяя голосом слова: Это пример? Да, это пример. (Нет, это задача.) Это сложение? Да, это сложение. (Нет, это умножение.)
Упражнение 5 Прочитай выразительно, выделяя голосом слова, которые несут логическое ударение: - Скажи, жук, ты мой друг? Расскажи, где ты живёшь? Что нас в гости не зовёшь? Ты себе построил дом? - А зачем мне строить дом? Я живу под лопухом.
Время проведения Проводится в начале 1 урока или в начале самоподготовки в течение 5 – 7 минут.
Фонетический принцип звук отрабатывается в начале слова: жаба, журнал между гласными: абажур, дежурный, межа, сложение, умножение в конце слова: уж, ёж в стечении согласных: окружность, смежный, можно, художник, булыжник дифференциация звуков: смежный – смешной, межа – мешать в любой позиции: бумажник, кожа, свежесть, жалость, нежность
Фонетический принцип Звуки ц, ч сначала отрабатываются в обратной позиции Звуки б, з, д, ж, г, в рекомендуется отрабатывать сначала между гласными. Звуки п, т, с, ш, ф, щ, к, р, м, н отрабатываются сначала в прямой позиции. Звук л – между гласными. Звуки ш, ж, ц не отрабатываются в сочетаниях с гласными, требующими смягчения ( со звуком и). Звуки ч,щ не отрабатываются в позициях со звуками я, ю. Звуки ж, б, д, г, з, в в конце слова произносятся как глухие звуки. Поэтому в обратной позиции отрабатывать данные звуки нельзя!
Литература К.А.Волкова, В.Л.Казанская, О.А.Денисова. Методика обучения глухих детей произношению.- : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008 г. Власова К.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.