Автор: Кузиванова Людмила Михайловна педагог - психолог Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Сыктывкар
Сущность ППК 1. Соотношение объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности. (автор А. К. Маркова)
Сущность ППК 2. Совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития школьников). (автор Н.В. Кухарев)
Сущность ППК 3. Совокупность определенных качеств (свойств) личности, которые обеспечивают «высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. (Н.Н. Тарасевич).
Элементно-структурный анализ ППК В ЛИТЕРАТУРЕ Н.В. Кузьмина Психолого- педагогическая грамотность. знания, которые принято называть обще профессиональными. Дифференциально- психологический компонент. куда входят знания об особенностях усвоения учебного материала детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками.
Элементно-структурный анализ ППК Психолого- педагогические умения способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия. Социально- психологический компонент включающий знания об особенностях учебно- познавательной и коммуникативной деятельности класса и отдельного ученика, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.
Элементно-структурный анализ ППК Профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого ее характера. Аутопсихологический компонент, включающий знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.
Социально- психологические качества личности ПЗЛК РЕФЛЕК- СИВНОСТЬ ГИБКОСТЬ ЭМПА- ТИЧНОСТЬ
Рефлективность Аналитический подход, т.е. установка (готовность, настрой) учителя на постоянную обратную связь; умение видеть и оценивать полученную информацию с позиции ученика; оценка результативности и целесообразности педагогических воздействий; способов решения педагогических задач и социально-психологических ситуаций.
Гибкость Креативность - решение любых педагогических задач отказ от готовых рецептов, шаблонов. Понимание социально-политической ситуации, т.е. «быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире. Творчество педагога это средство развития способности к творчеству у школьников. Аспект общения в системе «учитель ученик», лежащих в основе оценки личностных особенностей учащихся.
Эмпатичность Постижение эмоционального состояния, проникновение (чувствование) в переживание другого человека.
Социально- психологические качества личности Общительность; Способность к сотрудничеству; Эмоциональная привлекательность.
Факторы коммуникативной компетентности Влияние; Организованность; Передача информации.
Вывод Итак, уровень ППК учителя будет зависеть от согласованности между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.
Литература Маркова А.К. «Психология труда учителя. Книга для учителя», М:1993г. Митина Л.М. «Психология профессионального развития учителя», М: 1998 г. Митина Л.М «Профессиональная деятельность и здоровье педагога», М: «Академия», 2005 г. Лукьянова М.И. «Психолого-педагогическая компетентность учителя», М: ТЦ «Сфера», 2004г. В презентации использованы фотографии учителей Гимназии 1