Гусельникова Лидия Ивановна МОУ "Петуховская средняя общеобразовательная школа 1", Курганская область, г.Петухово
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
«Завтрак в саду» «Вокзал Сен-Лазар» «Дама в саду» Клод Моне
Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Константин Коровин
И. Грабарь «Февральская лазурь»
В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение впечатления непосредственного, мимолетного, изменчивого как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич ( ) АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович ( )
Название Фоно- семантика Ориентация на кодирование Ритмич -ность Ср. длина слова Доля высоких звуков Золотое сечение 1 Шепот, робкое Зловещий темный ЖесткаяВ1В1 2,2361,6%Милого 2 Весна на дворе ЗПН 2 СН 3 В1,9458,9%Тает 3 Есть ночи зимней блеск ЗПНСНВ1,9664,1% Безобла чных 4 Облаком волнистым ЗПНСНВ1,8352,2 скачет 5 Не тем господь могуч, непостижим Медли- тельный СНВ1,9861,0 Мгновен ный 1 В – высокая ритмичность 2 СН – текст суггестивно-нейтральный 3 ЗПН – значимых признаков нет Анализ поэзии Фета средствами программы Диатон
Название Фоно- семантика Ориентация на кодирование Ритмич- ность Ср. длина слова Доля высоких звуков Золотое сечение 6 Я пришел к тебе с приветом Зловещи й, тихий ОнЖК 4 В1,9063,4% Прише л я снова 7 Alter ego ЯркийСН В1,7761,8% Тем свежей 8 Сияла ночь ЗПНСН В1,6958,5% Слышу вновь 9 Я тебе ничего Тихий, темный СН В1,7366,3% И я слышу 10 Зреет рожь ЗПНСН В2,0460,1% День объятий я 4 ОнЖК – ориентация на жесткое кодирование Анализ поэзии Фета средствами программы Диатон (продолжение)
Шепот, робкое дыханье Сияла ночь Весна на дворе Зреет рожь Есть ночи зимней блеск Облаком волнистым Не тем господь могуч Я пришел к тебе с приветом Alter egoЯ тебе ничего Цветовые ассоциации поэзии А.А. Фета
Система образов 1. Солнце встало, горячим светом по листам затрепетало Лес проснулся Каждой (веткой, птицей) Весенней полон жаждой Я пришел к тебе с приветом рассказать, что С той же страстью Душа счастью и тебе Служить готова Отовсюду Весельем веет, Песня зреет 2 3 4
Зреет рожь над жаркой нивой… Существ ГлаголПрилаг.Наречие Причастие 1 Рожь, Нива Ветер переливы Зреет гонит Жаркий, Прихотливый, золотые 2 Месяц, очи, день, ночь, область, объятийя смотрит, минул, раскинул Робко, широко изумлен 3 Жатва, хлеб, закат, восток, миг, небо, око смежает Безбрежныйогнедыш ащее
Не тем, господь, могуч, непостижим…Существит ГлаголПрилаг.Причаст ( дееприч) Местоим 1Господь, сознанье, день, серафим, шар, мирозданье зажег Могуч, непостижим, звездный, светлый, громадный мятущимся Тем, ты, моим, твой 2 Мертвец, лицо, законы, луч, пыл, столетье, Повелел, блюсти, пробуждать живительный Пылающим, храня, Он, твои, свой Грудь, серафим, огонь, вселенная ношу могуч, непостижим, бессильные мгновенный, сильней, ярче Ты, мне, я Добыча, суета, игралище, непостоянство, время, пространство знать Вечен, вездесущ, Я, её, мне, он, ты