А.С. Пушкин Повесть ПИКОВАЯ ДАМА Урок литературы по технологии Б.С. Дыхановой в 9 классе. Учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия» Сорокина Ирина Тимофеевна
ТЕМА УРОКА ОБРАЗЫ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЕМАНТИКА В ПУШКИНСКОЙ ПОВЕСТИ «ПИКОВАЯ ДАМА»
Цель урока: продолжение знакомства с пушкинской прозой, начатое в курсе шестого («Станционный смотритель») и восьмого («Капитанская дочка») классов; глубокое освоение пушкинских художественных открытий в последней повести.
РИШЕЛЬЕ (Richelieu, Armand Jean) ( ), французский государственный du Plessis деятель. Полное имя и титул - Арман Жан дю Плесси, кардинал, герцог де Ришелье, прозванный "Красным кардиналом" РИШЕЛЬЕ (Richelieu, Armand Jean) ( ), французский государственный du Plessis деятель. Полное имя и титул - Арман Жан дю Плесси, кардинал, герцог де Ришелье, прозванный "Красным кардиналом"
Арман Жан дю Плесси, кардинал, герцог де Ришелье
ГРАФ СЕН_ЖЕРМЕН
ДЖАКОМО КАЗАНОВА
КАБАЛИСТИКА – нечто непонятное, загадочное. От древнееврейского – КАБАЛА – поиск основы всех вещей в цифрах. КАБАЛИСТИКА – нечто непонятное, загадочное. От древнееврейского – КАБАЛА – поиск основы всех вещей в цифрах. КАБАЛИСТИКА или кабала евр. мистическое толкованье евреями Ветхого Завета, также соединенное с волхвованием: у нас в знач. чар, ворожбы и чернокнижия (ДАЛЬ) КАБАЛИСТИКА или кабала евр. мистическое толкованье евреями Ветхого Завета, также соединенное с волхвованием: у нас в знач. чар, ворожбы и чернокнижия (ДАЛЬ)
ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, François-Mari Arouet de) (1694– 1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, François-Mari Arouet de) (1694– 1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей.эпохи Просвещенияэпохи Просвещения
Триада – греч. Единство трёх лиц, предметов, понятий
В своем оригинальном исследовании «Орущий сфинкс» Анатолий Ковалёв предлагает такую трактовку: В своем оригинальном исследовании «Орущий сфинкс» Анатолий Ковалёв предлагает такую трактовку: а) тройка =молодая девушка=грандифлор (цветник)= утро жизни=сама человеческая жизнь, т.е. это человек. а) тройка =молодая девушка=грандифлор (цветник)= утро жизни=сама человеческая жизнь, т.е. это человек. б)семёрка= узкие готические ворота = преграда на пути человека = врата испытаний, т.е. день, время человеческой жизни. б)семёрка= узкие готические ворота = преграда на пути человека = врата испытаний, т.е. день, время человеческой жизни. в) туз = пузатый мужчина = огромный зловещий паук в центре мировой сети = ловец человеческих мух, пленитель душ, роковая карта, которая подводит итог человеческой жизни, т.е. это смерть человека. в) туз = пузатый мужчина = огромный зловещий паук в центре мировой сети = ловец человеческих мух, пленитель душ, роковая карта, которая подводит итог человеческой жизни, т.е. это смерть человека. = ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ = ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Проблемный вопрос: если жизнь – тоже чья-то игра с человеком, то по своей ли воле играет человек и знает ли правила этой игры и её высший смысл? Ставил ли эти вопросы автор? Проблемный вопрос: если жизнь – тоже чья-то игра с человеком, то по своей ли воле играет человек и знает ли правила этой игры и её высший смысл? Ставил ли эти вопросы автор?
Что наша жизнь? Игра Читая произведение Пушкина, Читая произведение Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека. можно превосходным образом воспитать в себе человека.В.Г.Белинский Каждый из нас за себя даст отчет Богу… Каждый из нас за себя даст отчет Богу… ибо всякое дело Бог приведет на суд. ибо всякое дело Бог приведет на суд.Библия
Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: «Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею». И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра? Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: «Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею». И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра? Напишите ассоциативный ряд Напишите ассоциативный ряд (веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай…) Выберите значимое из этого ряда. Выберите значимое из этого ряда.
Согласно гипотезе Анатолия Ковалева, у Пушкина «старуха – это не просто одна злая карта судьбы, а вся запечатанная колода карт». Согласно гипотезе Анатолия Ковалева, у Пушкина «старуха – это не просто одна злая карта судьбы, а вся запечатанная колода карт».
тройка Германн Лизавета Ивановна старая графиня семерка Германн- туз--
Убийство любви Убийство старухи Саморазрушение личности Поставив материальную цель, пренебрегая ради не духовными ценностями, Германн разрушает свою душу. Поставив материальную цель, пренебрегая ради не духовными ценностями, Германн разрушает свою душу.
Доказательством правоты этих слов служит судьба Германна. Но всякое дело бог приведет на суд. Какое же возмездие за злодейства постигло Германна? Доказательством правоты этих слов служит судьба Германна. Но всякое дело бог приведет на суд. Какое же возмездие за злодейства постигло Германна? (Чтение эпилога) (Чтение эпилога)
Герой жестоко наказан. Кто виноват в этом? Герой жестоко наказан. Кто виноват в этом?
Добро, милость, милосердие – вот что, по мнению автора, есть правда жизни. А самое страшное наказание за преступление – не смерть, а сумасшествие. Добро, милость, милосердие – вот что, по мнению автора, есть правда жизни. А самое страшное наказание за преступление – не смерть, а сумасшествие.
- Что же есть «пиковая дама» в данной повести?
Это и ее название, и символ недоброжелательного отношения судьбы к герою («обдернулся») и возмездие не только за смерть дамы (старой героини), но и за попытку сломать свою натуру. Это и ее название, и символ недоброжелательного отношения судьбы к герою («обдернулся») и возмездие не только за смерть дамы (старой героини), но и за попытку сломать свою натуру.
Домашнее задание Минуты творчества, раздумий, подведения итогов. Минуты творчества, раздумий, подведения итогов. Мини-сочинения – Мини-сочинения – Что наша жизнь? Игра? Что наша жизнь? Игра? Игры, в которые не играют. Игры, в которые не играют. Кто Германн: виновник или жертва? Кто Германн: виновник или жертва?
Рефлексия Продолжите фразы: - Я понял(а), что… - Я понял(а), что… - Я не знал(а), что… - Я не знал(а), что…