Министерство образования и науки РБ ГОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» Проект по развитию психологической базы речи учителя – логопеда Ловцовой Марины Юрьевны
АКТУАЛЬНОСТЬ: 1. нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными и характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики; 2. основные особенности высшей нервной деятельности таких детей - слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, инертность нервных процессов, склонность к охранительному торможению; 3. нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной системы.
ПРОБЛЕМА: недостаточное развитие психологической базы речи.
ЦЕЛЬ: развитие психологической базы речи. ЗАДАЧИ: Развить пространственные представления; Формировать зрительный гнозис; Формировать буквенный гнозис; Формировать и развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление ;
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Обучающиеся 1 класса; Учитель – логопед; Классный руководитель учащихся 1 класса;
ВРЕМЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА: данный проект работает в течение учебного года, в соответствии с тематическим планированием.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ: занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня; продолжительность занятия 15 – 20 минут;
ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: мероприятия количество часов 1 Развитие логического мышления 10 2 Развитие памяти 7 3 Развитие внимания 10 4 Развитие зрительного гнозиса 13 5 Формирование буквенного гнозиса 5 6 Развитие зрительной памяти 6 7 Формирование пространственного восприятия 8 8 Игровые упражнения по формированию коммуникативных умений и навыков 9
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: имеющееся в школе материальное обеспечение учебно – воспитательного процесса (ТСО, мультимедиа, библиотечный фонд, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты).
ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ: тестовые задания количество верных ответов 1Словесные ассоциации к определенному слову. 3 2 Подбор и активное употребление имен существительных. 5 3 Подбор и активное употребление глаголов. 5 4 Подбор и активное употребление имен прилагательных. 5 5 Практическое применение правил изменения слов. 2 6 Сост. предложения по одному данному слову. 2 7 Сост. предложения по 3-м заданным словам. 2 8 Раскрытие логического вербального мышления. 3 9 Чутьё к грамматической правильности Словесное объяснение определенного действия 1 11 Практическое осознание основных языковых элементов Произвольное и сознательное построение устного высказывания. 2
График роста коэффициента речевого развития обучающихся 1 класса за 2009 – 2010 учебный год в процентном соотношении.
График личного роста коэффициента речевого развития обучающихся 1 класса.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1. Развитие психологической базы речи для успешного восприятия и порождения речевого высказывания; 2. формирование навыка правильной грамотной речи для дальнейшего успешного обучения в среднем и старшем звене школы; 3. формирование коммуникативных умений и навыков для успешной социализации в окружающем мире;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1. Волкова Л.С., Логопедия, М. Просвещение, 1989 г.; 2. Гаврикова М.Ю., Коррекционно – развивающие занятия, Панорама, 2007 г.; 3. Журнал «Дефектология» 3, 2002 г., 5, 2003 г.; 4. Филичева Т.Б., Основы логопедии, М. Просвещение, 1989 г.; 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, под ред. Волосовец Т.В., ТЦ Сфера, 2008 г. 6. Помощник учителя – логопеда, Никифорова Т.В., Каминская Л.И., Пыканова Л.П., Третьякова О.Н., Утешева Р.Х., Юдилевич Я.Г., Юдилевич А.Я,Москва, 2006 г.
АВТОР РАЗРАБОТКИ : УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ГОУ « ЗАКАМЕНСКАЯ СКОШИ VIII ВИДА » ЛОВЦОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА