Юнг Карл Густав ( – ) швейцарский психолог и психиатр. В 1906–1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на анализе при использовании аналогий из мифологии сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости (Selbst). Предложил типологию характеров на основе двух признаков : по ориентированности установки ( экстраверсия интроверсия ) и по доминирующей функции ( мышление, чувство, ощущение или интуиция ). Разработал методику ассоциативного эксперимента.
По Юнгу, сны играют важную дополнительную ( или компенсаторную ) роль в психике. « Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие. Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. « Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного ».
Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика. В сериях сновидений выделяется феномен, чем - то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.
« Маленький » сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.
В « средних » сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы : описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат. Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции. Юнг считает, что многие люди « склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее »
« Большие » ( важные ) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна.
1. Юнг разграничил сны на три группы : больше смысловые ( важные ), средние и маленькие ( незначительные ). Большие смысловые сны содержат символические образы ( архетипы ), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывают большое влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным опытом. 2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную ( компенсаторную ) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, открывают новые пути выхода из тупика. 3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии. 4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только сновидец может знать, что означает сон. 5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна. 6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия. 7. « Ощущение уже виденного » часто основывается на предчувствии во время сна. 8. При « смысловом совпадении » не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть. 9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов. 10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический фактор, исключающий ньютона - картезианское мировоззрение, связан с эмоциональным состоянием субъекта.