«За страницами учебника математики»
Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739)
2 – 4 – 3 А смотри всех паче разума в задаче, Потому бой знати, как сие писати!
«И желаем, да будет сей труд Добре пользовать русский весь люд»
Задачи из учебника Магницкого
Купили 112 баранов, молодых и старых. Дали 49 рублей и 20 алтын. За старого барана платили по 15 алтын и 2 деньги, а за молодого – по 10 алтын. Сколько старых и молодых баранов купили? 1 рубль – 100 копеек 1 алтын – 3 копейки 1 деньга – полкопейки 46 – 30 = на 16 копеек бойльше 4960 – 3360 = переплатили 1600 копеек Значит, старых баранов было 1600 : 16 = 100 голов, а молодых 112 – 100 = 12 голов копеек
Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям рублей и завещал 1/8 всей суммы жене, а каждому из сыновей вдвое бойльше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников? рублей жене – 6000 = рублей детям = 7 всего долей : 7 = рублей доля дочери рублей доля каждого сына
252 * 481 при этом
Задачи для самостоятельной рабойты
Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать на всякий день по 40 верст. Потом другой человек в другой (на следующий) день послан вслед его, и велено ему идти на день 45 верст. И ведательно есть, в коликий день постигнет (догонит) второй первого?
Спросил некто учителя: скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил: если придёт ещё учеников столько же, сколько имею, а потом ещё полстолько, да ещё четвёртая часть, и твой сын, тогда у меня будет 100 учеников. Спрашивается, сколько было у учителя учеников?
Домашнее задание Задача 1. Некий человек нанял рабойтника на год, обещав ему дети 12 рублёв да кафтан. Но тот, прорабойтав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же (хозяин) дал ему по достоинству расчёт 5 рублёв да кафтан. И ведательно есть, коликой цены оный кафтан был?
Домашнее задание Задача 2. Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек рабойтников и спросил, в сколько дней они двор построят? Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней. И ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надобно иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней? И плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надобно иметь, чтобы построить тот двор в 5 дней?
«Ум человеческий только тогда понимает обойбщение, когда он сам его сделал и проверил» Л.Н.Толстой
Список использованной литературы. Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. – М., Минковский В.Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, Пойа Д. Как решать задачу. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз,1961. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. – М.: Русское слово, Автор: Малофеева Зоя Васильевна, учитель математики, высшая квалификационная категория Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 с углублённым изучением математики города Старая Русса Новгородской области