Учимся читать и понимать художественный текст. Самоанализ профессиональной деятельности. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповца.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение приёмам понимания текста на уроках гуманитарного цикла Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповца.
Advertisements

Дидактический материал Обучение разным видам чтения на уроках русского языка в 7– 9 классах.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Транксрипт:

Учимся читать и понимать художественный текст. Самоанализ профессиональной деятельности. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповца

Содержание Эпиграф. Актуальность проблемы. Цели обучения. Общеучебные умения. Технологический процесс. Социоигровая технология. Система диагностики. Источники.

Эпиграф Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин

Актуальность проблемы 70 - е годы XX века 0,3% школьников владели приёмами понимания учебного текста, 6% учеников понимали смысл художественного текста. 0 – е годы XXI века В исследовании PISA по грамотности чтения школьники России заняли место из 32.

Цели обучения 1. Формирование коммуникативной компетентности. 2. Формирование грамотности чтения. Уметь вычерпывать из текста заложенные в нём смыслы. Знать способы и приёмы работы с текстом, уметь использовать их в собственной деятельности.

Общеучебные умения Бегло, сознательно, правильно, выразительно читать тексты. Использовать в соответствии с учебной задачей разные виды и приёмы чтения. Составлять план (простой, сложный, цитатный), таблицы, схемы, графики, тезисы, конспект, аннотацию, рецензию, реферат. Владеть различными видами изложения текста. Определять структуру объекта, находить и выделять связи и отношения между частями целого. Уметь пользоваться источниками информации. Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по нескольким критериям. Уметь действовать по алгоритму и в нестандартных ситуациях.

Технологический процесс 1. Изучение читательской позиции школьников. 2. Исследование восприятия учениками художественного текста. 3. Диагностика восприятия предложения. 4. Мотивация познавательной активности. Планирование деятельности. Актуализация знаний и умений. 5. Знакомство с «Моделью работы читателя с текстом». 6. Первый этап работы. До чтения текста. Автор и название. Зачем нужен эпиграф? Прогноз. Практикум. Диагностика.

Технологический процесс 7. Второй этап работы. По ходу чтения текста. Установка. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с автором. Выделение главной мысли. Практикум. Диагностика. 8. Воображение и понимание текста. Упражнения на развитие фантазии. Приёмы Д.Родари. Практикум. Диагностика. 9. Третий этап работы. После чтения текста.

Технологический процесс Виды информации в художественном тексте. Практикум. Диагностика. 10. Обобщение изученного по теме «Модель работы читателя с текстом». 11. Переработка информации и создание вторичных текстов. План. Пересказ. Таблицы, схемы, графики. Тезисы. Конспект. Аннотация.

Технологический процесс Рецензия. Реферат. 12. Обобщение изученного по теме «Создание вторичных текстов». 13. Виды и приёмы чтения. Виды чтения. Приёмы ознакомительного чтения. Приёмы изучающего чтения. 14. Обобщение изученного по теме «Виды и приёмы чтения».

Модель работы читателя с текстом I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.

Виды информации в художественном тексте Фактуальная (фабула) Концептуальная (концепция) Подтекстовая (подтекст) Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная информация. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств ( подтекст).

Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения. Параграф Глава Абзац Ключевые слова Шрифтовые выделения По ходу чтения Первое предложение абзаца

Приёмы изучающего чтения. После чтения. После чтения Сформулировать основную мысль текста Выделить основную информацию Выделить главные мысли каждой части текста Выбрать материал для выполнения задания (пересказ, план, устный ответ)

Приёмы Д.Родари Бином фантазии Лимерик Сказка наизнанку Загадка Карты Проппа Старая сказка в новом ключе Материал для персонажа Салат из сказок Продолжение сказки Фантастическая гипотеза

Социоигровая модель понимания текста 1. Обживание Выискивание в новом тексте чего-то знакомого. Блуждания по тексту можно организовать такими заданиями: посчитать, сколько здесь персонажей; какое слово встречается чаще всего; найти самое короткое предложение и т.д. В результате начинает возникать первичное понимание – реконструкция смысла. В.Букатов

Социоигровая модель понимания текста 2. Поиск странностей Выявление в тексте нелепостей, бессмыслиц; отказ от первичного поверхностного понимания. Взаиморазрешение странностей в собственных версиях смысла текста. Это очередной этап понимания, но не заключительный. В.Букатов

Социоигровая модель понимания текста 3. Выражение замысла Проверка ученических версий. Свою версию замысла текста нужно воплотить или в чтении вслух, или в инсценировке, или в рисунке и т.д. Чтобы подтвердить свою версию или опровергнуть чужую, приходится неоднократно заглядывать в текст. На каком -то витке возвратов к тексту собственная версия рассыпается, её место занимает новая, но тоже не вечная версия. И так по герменевтическому кругу, пока учитель не оторвёт учеников от книги. В. Букатов

Социоигровые приёмы обучения Шапка вопросов; детские стихи по ролям; озвучивание иллюстраций; фраза из слов; работа со стихотворением, разрезанным вертикально пополам; рекорд по медленному чтению вслух.

Модель урока в социоигровом стиле Исследование поэтического текста Чтение стихотворения. Найти всех персонажей. Создание рисунка – схемы. Пересказ стихотворения. Медленное чтение. Диалог с автором. Смысл названия. Основная мысль.

Система диагностики В каком я состоянии на уроке литературы? Состояние ВсегдаЧасто ИногдаНикогда Хорошее Сонливое Раздражительное Весёлое Грустное Головная боль Боль в желудке Головокружение

Что ты умеешь? Ты умеешь?I полугодиеII полугодие Выделить в информации главное, существенное. Определить признаки главного. Выражать информацию в схеме, таблице. Делать сравнения, сопоставления, выводы. Пользоваться справочной, дополнительной литературой, Интернетом. Строить связный рассказ.

Что ты умеешь? Ты умеешь?I полугодиеII полугодие Высказывать своё отношение к фактам и событиям. Самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них. Выполнять задания творческого характера. Работать на уроке за единицу времени. Находить способы демонстрации знаний на практике.

Что ты умеешь? Баллы Не умею – 1 балл. Умею иногда – 2 балла. Умею с чьей-то помощью – 3 балла. Умею, но в зависимости от сложности материала – 4 балла. Умею всегда – 5 баллов.

Я - творческая личность? Если бы у вас был выбор, вы бы предпочли? 1.а. Читать книгу, б. сочинять книгу, в. пересказывать содержание книги; 2.а. выступать в роли актёра, б. выступать в роли зрителя, в. выступать в роли критика; 3.а. рассказывать всем местные новости, б. не пересказывать услышанное, в. прокомментировать то, что услышали; 4.а. придумывать новые способы выполнения работ, б. работать, используя испытанные приёмы, в. искать в опыте других лучший способ работы; 5.а. исполнять указания, б. организовывать людей, в. быть помощником руководителя;

Я - творческая личность? 6.а. играть в игры, где каждый играет за себя, б. играть в игры, где можно проявить себя, в. играть в команде; 7.а. смотреть интересный фильм дома, б. читать книгу, в. проводить время в компании друзей; 8.а. размышлять, как улучшить мир, б. обсуждать с друзьями, как улучшить мир, в. смотреть спектакль о красивой жизни; 9.а. петь в хоре, б. петь песню сольно или дуэтом, в. петь свою песню; 10.а. отдыхать на самом лучшем курорте, б. отправиться в путешествие на корабле, в. отправиться в экспедицию с учёными.

Таблица самооценки плана текста Алгоритм оценки плана текста ДаНет Раскрывает ли заголовок тему или основную мысль всего текста? Все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане? Раскрывают ли пункты плана тему или основную мысль всех частей текста? Действительно ли разработан требуемый вид плана (простой, сложный)? Соответствует ли графическое оформление плана принятой норме? Можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст?

Методика изучения сформированности умения составлять сложный план текста Показатели Количество учащихся % Учащиеся, выполнявшие задание. Учащиеся, правильно озаглавившие текст. Учащиеся, правильно указавшие основную мысль всех частей. Учащиеся, неправильно указавшие основную мысль частей. Учащиеся, правильно разработавшие необходимый тип плана (простой или сложный).

Методика изучения сформированности умения составлять сложный план текста Показатели Количество учащихся % Учащиеся, правильно выполнившие графическое оформление сложного плана. Учащиеся, объективно оценившие свой план. Учащиеся, правильно определившие учебную задачу. Учащиеся, правильно указавшие последовательность действий по выполнению задачи.

Источники Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., Ершов П., Ершова А. и др. Общение на уроке и поведение учителя. – М.,1998. Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников I - XI классов. – М.,1990. Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. – Первое сентября, 2001, 43. Букатов В. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина. – М., Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. – М., Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998

Источники Доблаев Л. Некоторые приёмы работы с учебником. – Советская педагогика, 1970, 12. Доблаев Л. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., Граник Г. Учитель, учебник и школьник. – М., Граник Г. и др. Как учить школьников работать с учебником. – М., Граник Г.и др. Когда книга учит. – М.,1988. Граник Г. и др. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – Проблемы школьного учебника. Выпуск 20. М., Граник Г. и др. Как научить школьников вдумчивому чтению. – Воспитание школьников, 1991, 5, 6, 1992, 5-6. Граник Г. и др. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1993, 5. Граник Г. и др. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

Источники Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., Лингвистика и поэтика. – М., Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.,1982. Зарубина Н.Д. Текст. – М., Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М.,1986. Уэллс Г. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1996, 6. Мучник Б.С. Человек и текст. – М.,1985. Рикёр П. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтики. – М., 1995.

Источники Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология. – М., Педагогический контроль в процессе воспитания. – М., Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы. – М., 2007.