Взаимодействие педагога с трудными учениками ψ
Младший школьный возраст Причины: следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания Проявления: неумение играть со сверстниками, общаться, управлять собой, трудиться сообща, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность Воспитательная работа: научить самостоятельно готовить уроки, знать, «что такое хорошо и что такое плохо», создавать «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг друга, снять «синдром неудачника»
Средний школьный возраст Причины: отставание в психическом развитии, недостаточный жизненный опыт Проявления: копирование поведения взрослых, несамостоятельность, грубость, не выдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими, подростковая лень Воспитательная работа: подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, подбирать поручения с учетом интересов ребенка
Старший школьный возраст Причины: потребность в самостоятельности при несформированности социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей, конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями Проявления: гаснут интересы, преобладает безответственность, торжествует праздный образ жизни Воспитательная работа: общение в микрогруппах, самопознание и самоопределение, формирование потребности в самовоспитании, приобщение к труду для личных и общественных целей, высокая культура общения и педагогический такт учителя
Дифференцированно- групповой подход в процессе обучения трудного ученика
Приемы индивидуального воздействия Раскрыть возможности, умения Убедить в необходимости предстоящей работы Раскрыть перспективы усилий учащегося Завысить оценку положительных результатов деятельности ученика Формировать ситуацию успеха Отдельное опрашивать Сообщать классу только положительные результатов работы ученика Точное указать, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе Сочетать требовательность и доверие Помогать ученику разобраться в своих ошибках, предупредить их Беседовать доброжелательно, хвалить, подчеркивать доверие к ученику Привлекать внимание ученика к общественному мнению коллектива и педагогов
В процессе контроля за подготовкой ученика Доброжелательность при опросе Снижение темпа опроса, больше времени подготовки у доски Дать примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы Дать наглядные пособия, схемы, планы Стимулировать оценкой, записью в дневнике
При изложении нового материала Возбудить интерес к усвоению темы (аналогии, применение в жизни) Более частое обращение к ученику с уточняющими вопросами Привлечение учащегося в качестве помощника при показе опытов, наглядных пособий
При самостоятельной работе в классе Дать первоначально более простые задания Разбить задания на этапы, выделить в сложных заданиях более простые Указать на аналогичные задания, выполненные ранее Указать прием или способ выполнения задания Ссылаться на правила, свойства и примеры Стимулировать самостоятельные действия Контролировать деятельность, указывать на ошибки, проверкять их исправления
При самостоятельной работе вне класса Подробно объяснять порядок выполнения задания Предвидеть возможные затруднения Сделать карточки-консультации (восполнение пробелов в знаниях) Сделать карточки с направляющим планом действий Давать задание на повторение Составить индивидуальный план ликвидации пробелов (задание, срок выполнения, контрольный вопрос)
Мотивы «плохого» поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи
Алгоритм решения конфликтных ситуаций 1. СТОП! (Что чувствую? Что делаю?) 2. ПОЧЕМУ? (Мотивы поведения) 3. ЧТО? (Я хочу в результате воздействия: страх, вину…) 4. КАК? (Достичь желаемого результата) Дать свободу выбора Не заставлять поступать по нормам Предлагать несколько вариантов поведения 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА 6. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Рекомендации 1. Знай хорошо ученика 2. Учитывай наличие публики 3. Не выставляй ученика дураком 4. Реагируй как взрослый (ребенок реагирует как ребенок) 5. Учитывай индивидуальную реакцию ученика 6. Не обращайся с учеником как с ребенком 7. Не затягивай конфликт 8. Не лезь ребенку в душу Нет правильных и общепринятых рецептов! Совесть, интуиция и опыт самое верное решение.