Преподавание доказательной медицины студентам медицинских вузов: роль медицинских академий Проф. Фарида Аюпова, Второй Ташкентский Государственный медицинский институт
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 2 Доказательная медицина – это «объединение лучших фактов, клинического опыта и предпочтений пациента» Sackett D. et all, 2000 ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 3 Количество статей, содержащих ключевые слова в по годам Количество статей, содержащих ключевые слова « EVIDENCE-BASED MEDICINE» в Internet по годам
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 4 Если бы мы только знали, что мы знаем Можем ли мы сегодня с уверенностью говорить, что все используемые в современной медицине технологии являются эффективными, оптимальными и безопасными? Главная идея доказательной медицины очень проста - применение в практике только тех методов лечения и диагностики, эффективность которых доказана на основе строгих научных принципов в результате клинических исследований. рост числа клинических исследований лекарственных средств
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 5 Если бы мы только знали, что мы знаем ни один клиницист не способен обладать достаточным опытом, позволяющим свободно ориентироваться во всем многообразии клинических ситуаций. "эффект запаздывания",
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 6 МЕДИЦИНА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПОВАРЕННУЮ КНИГУ? Найти лучший «рецепт» и применить его
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 7 Медицинская литература расширяется на 6- 7% в год. За время обучения до момента врачебной практики она удвоится. В мире печатается около медицинских журналов. В них ежегодно публикуется более статей. Проблемы поиска необходимой информации
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 8 Врачи не успевают отслеживать актуальную медицинскую информацию Ведение пациентов у разных врачей в различных медицинских учреждениях может существенно отличатся Широко применяются вмешательства, эффективность которых не доказана в надежных исследованиях Предпочтениям пациентов не уделяется должного внимания (невозможность получения информированного согласия)
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 9 "Клиническая эпидемиология повышает эффективность восприятия информации, поскольку врач может, исходя из фундаментальных принципов, быстро разобраться, какие статьи или источника информации заслуживают доверия. Это обеспечивает достойную альтернативу тем признакам, по которым обычно судят о правоте собеседника в процессе общения с коллегами – убежденности, красноречию, профессиональному стажу или глубине специализации". Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. "Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины".
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 10 Если медицинская практика не базируется на доказанных фактах, то в ее основе лежат: Авторитет врача ("увеличение числа однотипных ошибок с увеличением стажа работы") На страстности ("эмоциональное воздействие на более спокойных коллег и родственников больных") На внешнем облике и красноречии ("хороший загар, шелковый галстук, вальяжна поза и красноречие как замена доказанным фактам")
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 11 Если медицинская практика не базируется на доказанных фактах, то в ее основе лежат: На провидении ("когда неизвестно, что делать с больным, вместо обоснованного решения полагаются на волю божью") На чувстве неуверенности ("от чувства растерянности и отчаяния решения вовсе не принимаются") На нервозности ("в условиях постоянного страха перед судебным процессом врач назначает чрезмерное обследование и лечение") На самоуверенности ("только для хирургов")
Преподавание ДМ студентам медицинских вузов. 12 Подводя итоги или зачем эпидемиология преподавателям Студенты иногда бывают любопытными и хотят знать «Почему ?…Откуда?» Преподавателям надо публиковаться и не только в сборниках областных конференций Преподаватели еще и лечат…